Словарь по христианству Б БОГАТЕНКО (Богатéнков) Яков Алексеевич

БОГАТЕНКО (Богатéнков) Яков Алексеевич

БОГАТЕНКО (Богатéнков) Яков Алексеевич (1875–1941 гг.) – старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист. Семья Я.А. Богатенко происходила из казанского старообрядчества; его отец, Алексей Порфирьевич (будущий старообрядческий епископ Рязанский и Егорьевский Александр), с благодарностью упоминается в предисловии к изданию Степана Васильевича Смоленского «Азбука знаменного пения (Извещения о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца» (Казань, 1888 г.) за предоставление для работы «превосходной» знаменной рукописи «иосифовского текста». Я.А. Богатенко окончил в 1898 г. Строгановское училище по классу живописи, в 1912 г. – Археологический институт, под руководством протоиерея Василия Михайловича Металлова написал работу «Русские духовные стихи, канты и псальмы по устному преданию, рукописным источникам и крюковым книгам» (фрагмент опубликован в Сборнике работ Этнографической секции Государственного института музыкальной науки (М., 1926 г., выпуск 1), местонахождение полного текста исследователям неизвестно). В 1900–1910 гг. Я.А. Богатенко содержал в Москве иконописную и реставрационную мастерскую (на Таганке, в Дурном переулке), которая была удостоена большой серебряной медали на первой Всероссийской выставке икон в Санкт-Петербурге в апреле 1904 г. Иконы, написанные в мастерской, находились в старообрядческих храмах по всей России; под руководством Я.А. Богатенко были выполнены стенные росписи в московских старообрядческих церквах в Покровско-Успенской общине, в Гавриковом переулке, и в Покровской, на Новокузнецкой улице (росписи частично сохранились). В Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки хранится икона св. Иоанна Дамаскина, держащего в руках свиток с русскими певческими знаменами, написанная Я.А. Богатенко в дар С.В. Смоленскому от московских старообрядцев (исследователям известны также живописные и графические работы Я.А. Богатенко). В дореволюционный период Я.А. Богатенко служил уставщиком в московских старообрядческих храмах, в том числе в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 1910 гг. был руководителем хора при старообрядческом братстве Честного и Животворящего Креста Господня и устраивал публичные просветительские концерты со специальными историческими программами в Москве (в том числе в аудитории Политехнического музея, в зале Синодального училища) и в провинции. Как правило, эти концерты сопровождались его пояснениями. Я.А. Богатенко писал статьи по общественным и церковнопевческим проблемам для старообрядческих изданий, чаще всего для журналов «Церковь» и «Старообрядческая мысль», публиковал рассказы из жизни старообрядцев. В 1915 г. написал отзыв на первое исполнение «Всенощной» Сергея Васильевича Рахманинова. Я.А. Богатенко был одним из организаторов Старообрядческого культурно-просветительского общества (1915 г.), в программе которого говорилось о встрече «новой русской философии и старообрядческой мысли». Преподавал в Старообрядческом институте при Рогожской общине (основан в 1911 г.) и был руководителем хора института. После 1918 г. Я.А. Богатенко участвовал в реставрации соборов Московского Кремля, сотрудничал с Этнографической секцией Государственного института музыкальной науки, где пытался создать семинар по изучению крюкового пения. Неоднократно подвергался арестам (в 1919 г. и несколько раз в 1920 гг.), в том числе вместе со своим отцом. Впоследствии служил чертёжником в разных московских учреждениях и работал над исследованием «Материалы по изучению мелодической структуры знаменного крюкового пения» (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки; не опубликовано), которое до настоящего времени сохраняет научную ценность. В июле 1941 г. Я.А. Богатенко был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, этапирован в Саратов, где скончался в тюремной больнице. Реабилитирован в 1956 г.

 
PR-CY.ru