БОГОСЛОВ - Страница 2

В сочинении «Вопросы в Священном Писании», которое приписывается Афанасию, богословом называется Григорий Чудотворец. После того как в IV в. предметом обсуждения стали вопросы троичности Божества, богословами принято было называть по преимуществу тех, кто богословствовал о Святой Троице. Церковная традиция закрепила почётное именование богослов за тремя св. отцами: апостолом Иоанном, учение которого о Боге, ставшем плотью (Ин. 1:14), оказалось решающим в христологических спорах последующих веков; Григорием Назианзином, который не только отстаивал в борьбе с лжеучениями православное учение о Пресвятой Троице и создал Слова о богословии, но и считал созерцание Пресвятой Троицы средоточием всей своей духовной жизни; Симеоном, который учил о доступных человеку путях соединения с Богом. Именование богословами этих святых раскрывает ещё одно значение, которое получил термин «богослов» в христианстве: богослов не столько тот, кто говорит о Боге, но, прежде всего, тот, кто соблюдает Божьи заповеди, ведёт аскетический образ жизни, тесно связанный с молитвенной и литургической практикой, кто достиг подлинного богообщения. Согласно Григорию Богослову, «любомудрствовать о Боге можно не всякому». Богослову «должно быть, насколько можно, чистым, чтобы свет приемлем был светом…, когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам...». Евагрий Понтийский говорит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». Диадох Фотикийский пишет о душе подвижника как о душе богослова. На Западе в XII–XIII вв. с развитием университетов и становлением схоластики богословие приобретает черты научной системы. Преподавание богословия в университетах стало восприниматься как ремесло наряду с другими ремёслами средневекового города. Таким образом, слово «богослов» («теолог») получило ещё одно, не свойственное ему ранее значение – название профессии. С этим значением оно выступает впоследствии и на Востоке.



 
PR-CY.ru