БОГОСЛОВ

БОГОСЛОВ (лат. theologus) – термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия. В Античности богословами назывались поэты, которые занимались описанием происхождения богов и исследованием их природы (теогонией, мифологией), а также писали о происхождении мира. В последнем значении понятие «богослов» близко слову «естествовед», которым именовались философы ионической и отчасти элейской школы («натурфилософы»). Такие значения понятия «богослов» сохранялись до поздней Античности. Неоплатоник Прокл Диадох называет богословами Орфея как исследователя природы богов и людей, а также философов, описывающих законы, управляющие землёй и небом. Особенно часто он называет богословом Платона, заменяя данным словом определение «философ». По отношению к античным авторам, которые писали о природе божественного, термин «богослов» нормативно используется и христианскими писателями. Так, Ориген говорит об античных философах как о «греческих богословах», Климент Александрийский именует богословом Орфея, Григорий Назианзин называет богословием поэмы Гесиода и песни Орфея, Августин Блаженный поясняет, что древних поэтов именуют богословами, потому что они писали стихи о богах. В Античности богословами называли и тех, кто обладал даром пророческого толкования, например, дельфийских жрецов при храме Аполлона. В этом значении слово «богослов» близко слову «прорицатель, предсказатель». Новое значение понятия «богослов», относящегося к тем, кто говорил о едином Боге библейского Откровения, было заложено в поздней иудейской традиции. Так, Филон Александрийский, который пытался изложить веру Израиля на языке греческой философии, противопоставляя почитание истинного Бога языческой мифологии, называет богослов пророка Моисея . Такое именование Моисею было усвоено и христианскими авторами, Евсевий Кесарийский именует Моисея «великим еврейским богословом». В III в. Ориген одним из первых в христианской традиции называет богословом ближайшего ученика Иисуса Христа апостола Иоанна. Традиция называть богословами писавших или учивших о едином Боге закрепляется на христианском Востоке в IV в. Афанасий Александрийский именует богословами пророка Давида , апостолов Иоанна и Павла.

 



 
PR-CY.ru