Словарь по христианству Б БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Симферопольской и Крымской епархии, в 2 км от города Бахчисарая в ущелье Майрем (ущелье Марии). Основан между XI и XV вв. на месте явления на скале Бахчисарайской иконы Божьей Матери. Исследователи предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм (в память обретения иконы 15 августа), вокруг которого позднее возник монастырь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В начале XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Бахчисарайский монастырь стал оплотом православия в Крыму и с XVII в. – резиденцией Готфских (Готфейских, Готско-Кафских) митрополитов, окормлявших, главным образом, греков и эллинизированных готов, живших на Крымском полуострове. Первое документальное упоминание о Бахчисарайском монастыре («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Фёдора Ивановича 27 мая 1596 г., в которой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 руб. милостыни. После Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. христианскому населению Крыма угрожали преследования, поэтому последний Готфский митрополит Игнатий (Газадини) решил вместе с паствой покинуть Бахчисарай и переселиться в пределы Российской империи. После получения соответствующего разрешения императрицы Екатерины II в южнорусские степи Приазовья в июне-ноябре 1778 г. под охраной войск Александра Васильевича Суворова ушли около 30 тыс. греков, которые основали на месте своего нового поселения город Мариуполь. Отслужив молебен перед чудотворной Бахчисарайской иконой, насельники Бахчисарайского монастыря уехали из Крыма, взяв с собой почитаемый образ (местонахождение после 1918 г. исследователям неизвестно). В 1781 г. в пещерном Успенском храме, который стал приходским, служил греческий священник Константин Спиранди – выходец из Малой Азии, которого пригласил служить в Успенской церкви последний крымский хан Шагин-Гирей по просьбе немногих живших в городе христиан. После присоединения Крыма в 1783 г. к Российской империи началось возрождение святынь Бахчисарая. В 1800 г. в городе был построен приходской Никольский храм, незадолго до этого перестроенная Успенская церковь стала кладбищенской и вновь запустела. Возрождение монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре связано с деятельностью назначенного в 1848 г. на Херсонскую кафедру Иннокентия (Борисова), который направил в Святейший Синод предложение о восстановлении разрушенных крымских обителей. В 1849 г. в Синод поступило ходатайство от жителей крымских городов (Симферополя, Алушты, Бахчисарая и др.) о возобновлении Бахчисарайского монастыря. 4 мая 1850 г. вышел указ Синода о создании на Успенской скале скита с общежительным уставом по образцу афонского. 15 августа 1850 г. состоялось открытие Успенского скита, его настоятелем был назначен архимандрит Поликарп (Радкевич), братия состояла из семи человек. В 1868 г. в скиту было девять монахов и четыре послушника, в 1876 г. – 12 монахов и три послушника, в 1894 г. – 20 монахов, девять послушников и 21 человек на испытании, в 1904 г. – четыре иеромонаха, шесть иеродиаконов, 11 монахов, шесть послушников, 19 человек на испытании. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сёстрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского женского монастыря. На монастырском кладбище похоронены многие погибшие в сражениях офицеры и солдаты.

 



 
PR-CY.ru