БРАТСТВА

БРАТСТВА – объединения мирян и духовенства, созданные с религиозными и другими целями (благотворительности, светского и духовного образования, строительства новых храмов и заботы о поддержании существующих, прежде всего, своего, братского, прихода), которые закреплены в уставе или традиции. Истоки братств исследователи склонны искать в многочисленных культовых сообществах эпохи Античности (римские жреческие коллегии и др.). В средневековой Европе существовали разнообразные формы братства: молитвенные побратимства (наиболее частая форма в раннем Средневековье), городские братства (родственные ремесленным и торговым гидьдиям); сугубо религиозные братства. Побратимства могли именоваться «amicitia (fraternae dilectionis)», «caritas (fraterna)», «caritas et unanimitas», «familiaritas», «societas (fraterna)», «consortium fraternitatis», «communio», «unitas fraternae dilectionis», «conventio», «foedus». Многочисленными были и формы объединений частных лиц в городах, имевших духовные цели. Существенным, если не единственным импульсом для возникновения братств в Средние века была потребность в организации похоронных обрядов и поминальных молитв об усопших, реализовавшаяся в молитвенных побратимствах. Впервые «молитвенное побратимство епископств и монастырей» засвидетельствовано, как полагают исследователи, на Соборе в Аттиньи (762 г.). Расцвет института братств приходится на XI–XII вв. В зрелом и позднем Средневековье особое развитие получили священнические братства, члены которых вели совместный образ жизни и проводили богослужения. Таким образом клирики образовывали единое сообщество в рамках различных территориальных капитулов, собираясь регулярно на совместные богослужения и молебны, а также для поминания усопших членов братств («братчиков» и сестёр). В Северной Германии, например, собрания священников проходили в первых числах месяца (календы), отчего и возникло наименование «календные братства». В братство могли входить также миряне, обладавшие разными правами. Теоретическим обоснованием появления такого рода братств было убеждение в существовании некоего «сообщества святых» внутри церкви (Corpus Christi Mysticum), учения о «церковном сокровище», о возможности стяжания и взаимообмена духовными благами (члены братства получали привилегии на отпущение грехов). Общественный элемент, как и момент личного выбора, являлся основополагающим для братства; с этим связаны были культурные, общественно-благотворительные и экономические цели. В свободно возникавших братствах находила оформление некая связь между индивидуумом и обществом, в которой нуждались средневековые люди и которая была способна соединить духовное и мирское.

 



 
PR-CY.ru