БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ – область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории. Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т.п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли чётко не определяется, так же как неясным остаётся вопрос об «основаниях земли» (1 Цар. 2:8; ср.: Иов. 26:7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращённого лицом к востоку: «перед» (Быт. 2:8; 12:8 и др. в значении «восток»); «зад» (Ис. 9:11 и др.); «море» (Быт. 12:8 и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет западную кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (т.е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т.е. южная («полуденная»), сторона (1 Цар. 23:24; Зах. 6:6; 9:14; Иов. 39:26; также Втор. 33:23 или Быт. 12:9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты – горы, плоскогорья, хребты, долины и т.п. (ср.: Нав. 15–19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел какого-либо колена. Сведения древнееврейских авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф. 1:1; 8:9); на севере описано пространство от Армении (Арарат, Магог, Аскеназ, Фогарма – Иер. 51:27; Иез. 27:17; 39:6) до западной части Малой Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге – Южная Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, которое называли просто «море» (Числ. 13:30; ср.: Нав. 1:4; 23:4), а его часть, омывающая берега Палестины, – «море Филистимское» (Исх. 23:31) или «море Яфы» (1 Езд. 3:7; синодальный перевод: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море – Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт. 2:14; 15:18 и др.), Нил (Быт. 41:2, 18; Исх. 2:3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в книге Бытие (2:14, как одна из райских рек) и у пророка Даниила (Дан. 10, 4; 12:5, 6). Горы вне Святой земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт. 14:6 и др., Едомская – 4 Цар. 3:8, Синайская – Исх. 19:1 и др., а также пустыня Красного моря – Числ. 21:11 и др.). Сведения по географии окружающего мира в Библии отражают существовавшие контакты древних евреев с соседними народами (финикийцами, набатеями, египтянами и др.). Уже в ранних текстах упоминаются жители Египта и ближайшие соседи (амалкитяне, аммонитяне, моавитяне, идумеи). Вторжения филистимлян, завоевания царя Давида и развитие страны при Соломоне, военные контакты, прежде всего, с Ассирией (IX–VIII вв. до н.э.), расширяют географические сведения библейских авторов. К середине VIII в., по мнению исследователей, была составлена библейская «таблица народов» (Быт. 10), показывающая знание внутреннего деления Вавилонии (Эрех, Аккад и Халне, Вавилон), местоположение Ассирии и названия её городов (Ниневия, Ресен, Реховоф-ир, Калах). На западе Месопотамии упоминаются города и области: Харран, Халах, Гозан, Рецеф, Еден, Фалассар и Хавор, где Салманасар поселил пленных евреев (4 Цар. 17:6; 19:12).

 



 
PR-CY.ru