БОГОЛЕП, Адамов

БОГОЛЕП, Адамов (середина XVII в. – 1726 г.) – епископ (архиепископ?) Великоустюжский и Тотемский. В 1680–1690 гг. – иеромонах, в 1700–1714 гг. – казначей Чудова монастыря в Москве, в апреле 1716 г. переведён уставщиком в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. 25 января 1719 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского и Тотемского. Прибыв в епархию, обнаружил сильные опустошения, причинённые в 1715 г. пожаром, и крайний недостаток средств – в 1720 г. в вотчинах архиерейского дома числилось 93 крестьянских и «половничьих» двора, которые оценивались как «самые плохие и малоугодные». Боголеп неоднократно обращался в Синод с просьбами об употреблении собранных денежных сумм на нужды епархии. В 1721 г. сообщал, что светские комиссары вопреки указу Синода продолжают собирать подати с церковных вотчин, «а паче освященному чину чинят немалое озлобление и от службы церковной отлучают... и в прочих всяких требах чинится немалое препятствие». В целях усиления контроля за расходованием церковных денег Боголеп добивался от Синода указа, который бы подчинил церковных старост ведению епископа. Также просил разрешения на сооружение каменных храмов на средства «богатых христолюбцев». При Боголепе шло восстановление храмов, пострадавших в пожаре 1715 г., а также были перестроены кафедральный собор и каменный холодный храм во имя св. праведного Прокопия (в своде этого храма были написаны изображения на темы притч из книг «Ставрофили»); в 1722 г. закончено строительство тёплого каменного храма во имя св. Жён-мироносиц, освящение которого состоялось в 1724 г.; в 1725 г. начато строительство каменного тёплого храма взамен сгоревшего в честь Сретения Господня в Спасо-Преображенском женском монастыре, а также строительство храма во имя Симеона Столпника. В 1725 г. в Великом Устюге открылась духовная школа (есть мнение, что первая школа была создана в конце 1723 г.), учителя для которой прошли подготовку в Новгородской школе с февраля 1724 г. по апрель 1725 г. Боголеп пытался противодействовать распространению старообрядчества, в 1722 г. доносил в Синод о неудачной попытке предотвратить самосожжение 25 старообрядцев в деревне Нестеровской Черевковской волости. В 1723 г. вызывался на чреду священнослужения в Санкт-Петербург, в 1724 г. участвовал в коронации императрицы Екатерины I. В 1725 г. обличил в злоупотреблениях провинциал-инквизитора Великоустюжской епархии Иоасафа Тюменева, при проверке оказавшегося лжемонахом и авантюристом. Боголеп погребён в Успенском соборе Великого Устюга. Сохранились две описи имущества, оставшегося после его смерти. Помимо хлебных запасов, строительных материалов, предметов домашнего обихода при архиерейском доме хранилось девять  медных пушек; архиерейская казна насчитывала 2880 руб., из которых 2083 р. были внесены Боголепом из собственных средств. Его библиотека состояла более чем из 150 печатных и рукописных книг, помимо богослужебных книг, творений отцов церкви и Житий святых в ней были представлены полемические сочинения, труды по истории, несколько грамматик, «География генеральная» и даже «Виргилий». В ней находились также не озаглавленные в описи немецкие и греческие книги. В настоящее время бо́льшая часть рукописных книг из библиотеки Боголепа хранится в составе Устюжского собрания Библиотеки Академии Наук (Санкт-Петербург). Он был не только библиофилом, но и писателем и переписчиком книг. В начале 90-х гг. XVII в. в Чудовом монастыре переписал «Зрелище жития человеческого» (Российская национальная библиотека). Исследователям известны владельческие записи Боголепа на книгах XVII в., в том числе на списках новых переводов «Хрисмологиона» и «Зерцала богословия». Около 1687 – 1689 гг. на основе Летописного патриаршего свода 1580 гг. Боголеп создал историко-публицистическое сочинение «Хронографец» (Российская государственная библиотека). После анализа текста «Хронографца» его публикатор Андрей Петрович Богданов считает возможным говорить о противоположности общественно-политических позиций Боголепа и Всероссийского патриарха Иоакима.

 
PR-CY.ru