БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Явление Богоматери и Николая пономарю Юрышу (празднование 14 августа, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божьей Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (конец XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божьей Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божьей Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в трёх верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божью Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божья Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», святитель Николай обещал дать знамение маловерным. После возвращения Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружён деревянный крест. О значимости материала, из которого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос..., дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщён, ныне древом так же и спасён был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» («Новая скрижаль». СПб., 1853 г. часть 1).  На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению великого князя Василия III Ивановича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Сюжет Беседной иконы точно следует «Сказанию». Богоматерь предстаёт сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона конца XVII в., Русский музей), с «червлёным жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери – Николай Чудотворец и коленопреклонённый пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, – Спас Эммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., Исторический музей). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX вв. (солид императрицы Евдоксии, 437–453 гг., фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741–752 гг., фреска подземной церкви св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем восходят к древнегреческому тексту македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестаёт всем являться постоянно вместе с Нею». «Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской (середина XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля, 1560 гг. из Дмитрова (музей Андрея Рублёва), XVI в. (Исторический музей), 1680 г., из Калуги (музей Андрея Рублёва) и др.), а также как самостоятельный сюжет (на иконах второй половины XVI в. северных писем (Исторический музей), первой половины XVII в. (музей Андрея Рублёва), конец XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского района Архангельской области (Русский музей), конца XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.). Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII в., что исследователи связывают с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

 
PR-CY.ru