Словарь по христианству Б БУТРОС ИБН АР-РАХИБ

БУТРОС ИБН АР-РАХИБ

БУТРОС ИБН АР-РАХИБ, Ан-Нуши Абу Шукр ибн Бутрус (ибн) ар-Рахиб (XIII в.) – коптский писатель, автор богословских трактатов «Книга исцеления» (1268 г.) и «Книга доказательств» («Китаб аль-бурхан»; 1270/1271 г.), коптской грамматики. Ему также приписывают авторство исторического трактата, составленного в 1257–1259 гг., в арабском оригинале названного «История» («Тарих»), или «Книга историй» («Китаб ат-таварих»), и получившего широкую известность в европейской традиции как «Chronicon Orientale». Трактат охватывает период от сотворения мира до середины XIII в. Он относительно невелик по объёму и даёт конспективный обзор церковной и светской истории Ближнего Востока, главным образом, Египта. Повествование начинается от Адама, далее следует перечисление библейских патриархов с указанием лет жизни и дат рождения сыновей. Информация сгруппирована в виде синхронистических таблиц, параллельных колонок, одна из которых содержит сквозную датировку жизни патриархов от сотворения мира. Периодически эта таблица прерывается цитатами из Ветхого Завета, которые содержат связное повествование о событиях библейской истории. Хроника сообщает об израильских царях, основных вехах истории Израильского и Иудейского царств; после падения Иерусалима следуют списки вавилонских и ахеменидских царей, прерываемые синхронными сюжетами иудейской истории. Персидских властителей сменяет Александр и цари династии Птолемеев до Клеопатры и завоевания Египта Августом. Особо отмечено Рождество Христово. Далее идёт подробное перечисление римских императоров, вначале ему сопутствует перечень иудейских царей из династии Ирода. Иногда кратко упоминаются основные события, происходившие в правление того или иного императора, например, разрушение Иерусалима, указываются современные ему христианские иерархи, знаменитые мученики. Начиная с Диоклетиана правление императоров описывается подробно, с V в. отмечается религиозная ориентация базилевсов, выделяются монофизиты и халкидониты. После Ираклия византийских императоров сменяют Мухаммад и мусульманские халифы (они датируются по лунной хиджре и от сотворения мира), с краткими комментариями к их правлениям. После Омейядов и Аббасидов (доведённых до 1258 г.) повествование возвращается к Фатимидам и Айюбидам – до Мансура Hyp ад-Дина Али (1257–1259 гг.). Далее следуют имена Александрийских патриархов, начиная с апостола Марка, с датировками от сотворения мира и от Рождества Христова, а также с указаниями современных им императоров. После Кирилла Александрийского перечисляются, с подробными комментариями, только монофизитские патриархи, особенно много места уделено Диоскору. Сохраняется параллель с правящим монархом: после византийских императоров следуют мусульманские халифы, Фатимиды в 910 г. сменяют Аббасидов. Последним в списке фигурирует 76-й коптский патриарх Афанасий, вступивший на престол в середине XIII в. Существуют редакции хроники, в которых позднейшие переписчики продлили список патриархов до Гавриила VII (1526–1569 гг.). Уже в XVII в. хроника Бутроса ибн ар-Рахиба привлекла к себе внимание европейских историков и богословов в общем контексте их интереса к историографии христианского Востока. Учёный-маронит Ибрахим аль-Хакилани первым вывез из Египта рукописи хроники Бутроса ибн ар-Рахиба и издал её латинский перевод в Париже в 1651 г. В 1729 г. Иосиф Ассемани опубликовал её новый перевод. Полный арабский текст был издан только в 1903 г. Л. Шейхо, он также воспроизвёл латинский перевод своих предшественников с исправлениями согласно арабскому оригиналу и незначительными примечаниями.

 
PR-CY.ru