БЕЛЫНИЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

20 июля 1761 г. епископ Михаил Зенькович совершил торжественную коронацию иконы, возложив на неё венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освящённые в Риме папой Бенедиктом XIV. Икона крестным ходом была перенесена в новый костёл Белыничского монастыря, ставшего местом паломничества и пышных религиозных торжеств, прежде всего, на празднование Вознесения Господня, Сошествия Святого Духа, Шкаплерной иконы Божьей Матери, Рождества Богородицы, пророка Илии. 12 апреля 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из монастыря, а здания переданы православному духовенству. Через год сюда был переведён из Мстиславля Николаевский мужской монастырь. Белыничская икона осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс. паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских православных монастырей). После закрытия церкви в 1930 гг. икона, по некоторым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая её судьба неизвестна (исследователи считают её пропавшей в 1941 г. вместе с другими ценностями музея). Из копий Белыничской иконы, распространённых в храмах на востоке Беларуси в конце XIX – начале ХХ вв., после 1917 г. сохранились только две. Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повёрнута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой – удлинённый декоративный скипетр. Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой – держава. Такую же корону (бо́льших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы. Цвета одежд протографа исследователям неизвестны, мафорий, по их мнению, был сине-зелёный. Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено девять изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание её ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3–9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Исследователям известно восемь гравюр с иконы, старейшая из которых, середины XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Исследователи предполагают, что наиболее ранним списком является Тарейковская местночтимая икона Божьей Матери (Музей древнебелорусской культуры Академии Наук Беларуси), которая могла быть написана в середине XVII в., во время пребывания Белыничской иконы в Ляховичах.



 
PR-CY.ru