БУРИДАН Иоанн, Жан

БУРИДАН Иоанн, Жан (около 1300 – 1358 гг.) – средневековый философ и учёный. Учился и преподавал (с начала 1320 гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340 гг.) занимал должность ректора Парижского университета. В отличие от большинства современных ему профессоров университета не принадлежал ни к какому монашескому Ордену, не изучал и не преподавал теологию, ограничив круг своих исследовательских и преподавательских интересов философией. Основные его труды – комментарии (expositiones) и «вопросы» (quaestiones) к сочинениям Аристотеля (Жан Буридан прокомментировал почти все произведения Аристотеля по логике, физике, метафизике, психологии, этике). Кроме того, написал «Малый свод логики» («Summulae logicae», или «Summulae de dialectica»), задуманный как комментарий к «Малому логическому своду» Петра Испанского, а также ряд небольших самостоятельных произведений, посвящённых преимущественно проблемам логики. Жан Буридан являлся одной из центральных фигур в номинализме XIV в. Испытав влияние учения Уильяма Оккама (прежде всего, это касается отрицания существования общих понятий «extra animam» («вне души») и признания существования лишь единичных вещей), он, тем не менее, в ряде вопросов занимал более гибкую позицию, нежели У. Оккам и другие номиналисты, а потому многочисленные запреты и осуждения этого учения Парижским университетом (1326, 1339, 1340 гг.) не повлияли на репутацию и карьеру Жана Буридана существенно. В вопросе о взаимоотношении богословия и философии Жан Буридан стремился к установлению чётких границ между областью веры и областью разума. По его мнению, богословие принципиально отлично от философии, потому что его исходные принципы не очевидны для разума. Он подчёркивал, что «богословие является более высокой дисциплиной и мудростью в собственном смысле слова», а также не отрицал, что философия в определённых аспектах может использоваться как инструмент богословского исследования: защищая в полемике с Николаем Отрекурским принцип причинности, Жан Буридан обосновывал возможность философского доказательства существования Бога. Его учение о душе в значительной степени было предопределено принципами, которые разграничивали сферы богословия и философии. Жан Буридан полагал, что философское и естественнонаучное знание о душе ограничивается знанием о проявлениях её деятельности в теле, а исследование «сущности души» относится к области теологии. В вопросе о соотношении воли и разума его учение характеризуется как умеренный моральный детерминизм. С точки зрения Жана Буридана, выбирая между меньшим и большим благом, при условии, что разум отчётливо постигает их как большее и меньшее, человек не может избирать меньшее (отсюда и знаменитый «Буриданов осёл», который должен умереть с голоду, находясь между двумя одинаковыми охапками сена, поскольку не может выбрать одну из равных). Тем не менее, Жан Буридан признаёт некоторую свободу воли, поскольку при определённых обстоятельствах она может приостановить активность разума и осуществление выбора. Научным достижением Жана Буридана является так называемая теория «импетуса» (лат. impetus – толчок, порыв), объясняющая движение тел, продолжающееся при отсутствии непосредственного контакта с внешним двигателем; она предвосхищала закон инерции. Эту теорию Жан Буридан прилагал и к небесным телам, что вело к изменению характерного для античной и средневековой физики представления о кардинальном различии между надлунным и подлунным миром и предвосхищало более поздние физические теории Нового времени.

 
PR-CY.ru