«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» - Страница 2

Повествование о «Бегстве в Египет» нашло отражение в раннехристианской и апокрифической литературе. Но если в первом случае от простого повторения тех или иных подробностей канонического евангельского текста происходит постепенный переход к развёрнутым экзегетическим комментариям, то во втором осуществляется попытка восполнить неупомянутые в Евангелии события. Уже во II в. мученик Иустин Философ упоминает о «Бегстве в Египет» как об общеизвестном факте. Также к этому сюжету обращаются Ипполит Римский и Ириней Лионский. Полемической направленностью отличается использование этого сюжета у Оригена, который, в частности, оспаривает дерзкое утверждение язычника Цельса, что «Иисус вырос как незаконный ребёнок, работал по найму в Египте, обрёл там определённые магические способности, а потом вернулся на Свою родину и употреблял эти способности, чтобы провозгласить Себя Богом». О «Бегстве в Египет» упоминают и церковные историки: Евсевий Кесарийский говорит о нём в связи с историей египетского христианства, а Созомен называет местом пребывания Святого семейства в Египте город Гермополь. Наряду с церковной традицией истолкования этого сюжета возникает обширная апокрифическая литература, где приводятся многочисленные факты, не встречающиеся в каноническом Евангелии. В «Евангелии Псевдо-Матфея» описываются поклонение Младенцу Иисусу драконов, диких зверей и растений, а также чудесное сокращение трудного пути в далёкую страну. В арабском «Евангелии детства» повествуется о многочисленных исцелениях, совершённых Христом в Египте, о разрушении им колдовских чар. В главе 23 этого апокрифа есть рассказ о том, как на Святое семейство напали два разбойника, один из которых, видя красоту Младенца, упросил своего товарища пропустить путников, не причиняя им никакого вреда. Апокриф повествует, что Христос предрёк, что оба они будут распяты с Ним на Голгофе и один из них и будет раскаявшимся разбойником (в тексте даётся его имя – Тит, по другой версии – Дисмас). В этом же апокрифе указывается, что Младенец Иисус в течение трёх лет жил в Мемфисе, что соответствует древнему преданию Коптской церкви. Очень похожее описание «Бегства в Египет» содержит латинская версия «Евангелия Псевдо-Фомы». «Книга Иосифа Плотника» говорит лишь о годичном пребывании в Египте и называет Саломию и Иакова как сопровождавших Святое семейство. Однако в «Протоевангелии Иакова» говорится, что Иаков до самой смерти Ирода скрывался в палестинской пустыне и не ходил с Христом в Египет. Часто в связи с «Бегством в Египет» в апокрифических текстах встречается описание многочисленных случаев изгнания бесов из одержимых и падения языческих идолов при приближении Богомладенца.

 



 
PR-CY.ru