«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ»

«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» – рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея (Мф. 2:13–15). Волхвы, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Царю (Мф. 2:1–11), получили во сне откровение от ангела и ушли в свою страну, не открыв Ироду местонахождения Младенца (Мф. 2:12). Это привело в ярость правителя Палестины, который отдаёт приказание убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях (Мф. 2:16). Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Спасителю опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет, издревле считавшийся местом убежища (3 Цар. 11:40; 4 Цар. 25:26). Евангелист не сообщает дополнительных подробностей этого путешествия, кроме того, что Святое семейство находилось в Египте до смерти Ирода (Мф. 2:15), а после воцарения Архелая вернулось в Святую землю, поселившись в удалённой, однако более безопасной Галилее (Мф. 2:19–23). Евангелист Лука, подробно описавший историю рождения Христа, не упоминает об этом эпизоде, что, как полагают исследователи, объясняется его общим богословским замыслом. Описание бессильного гнева Ирода и «Бегство в Египет» не вписываются в контекст постоянного славословия Бога первых глав Евангелия от Луки. Для евангелиста Матфея, который пишет для христиан, обращённых из иудеев, было важно показать, что Иисус из Назарета и есть Тот Обетованный Мессия, Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Этим объясняются многочисленные ссылки на пророчества, исполнившиеся во Христе. Одним из них, по мысли евангелиста Матфея, является приводимый им по еврейскому тексту отрывок из Книги пророка Осии (11:1): «Из Египта воззвал Я Сына (Септуагинта: «сыновей») Моего». Пророк Осия, сетуя на жестокосердие своих соотечественников, напоминает им события освобождения из египетского рабства. Новозаветный автор видит в словах пророка одно из предсказаний о Христе. Израиль, первенец Божий (Исх. 4:22; ср.: Иер. 31:9), прообразует возлюбленного Сына Божия (ср.: Мф. 3:17). Параллель с событиями Исхода усиливается сравнением Иисуса Христа с Законодавцем Моисеем. Как в Ветхом Завете младенец Моисей чудесным образом избежал гнева египетского фараона (Исх. 1–2), так и в Новом Завете по прямому повелению Бога Младенец Иисус спасён от гнева царя Ирода. Как некогда Моисей вывел избранный народ из земли рабства (ср.: Исх. 20:2), так и теперь Новый Моисей (ср.: Втор. 18:15–18) должен вывести Новый Израиль, Свою Церковь, из земли греха. Бегство и возвращение Христа из Египта не только раскрывает истинный смысл одного из эпизодов истории Израиля, но в исполнении древнего пророчества новозаветное событие само становится типологической фигурой грядущих свершений. Такое толкование будет встречаться и у некоторых св. отцов.

 



 
PR-CY.ru