БАР САУМА - Страница 2

Согласно его предложению, шах Пероз, а потом и шах Балаш повелели изгнать монофизитов из пределов Ирана, за исключением Тагрита, который стал их основным центром. Симеон и Михаил (Сириец) сообщают о зверских убийствах монофизитских клириков, которые якобы совершал Бар Саума, однако у исследователей нет надёжных оснований считать эти сведения достоверными. Цель Бар Саумы заключалась в освобождении католикосата от давления светской власти с одной стороны и в сопротивлении распространению монофизитства – с другой. Изгнание монофизитов из Персии было результатом интриги марзпана Кардага Нахвергана, считавшего монофизитство разновидностью «ромейской веры». Именно в контексте борьбы с монофизитской экспансией исследователи рассматривают попытку Бар Саумы подчинить влиянию Церкви Востока армянские земли, которые находились под персидским контролем. Как сообщает армянский историк Товма Арцруни, Бар Саума отправился в Арзан и в Мокк, но под давлением князя Мершапуха Арцруни был вынужден оттуда удалиться. Деятельность Бар Саумы вызвала сопротивление армян и в определённом смысле способствовала росту среди них антидифизитских настроений. На Валаршапатском соборе 491 г. Бар Саума вместе с «нечестивым Собором Халкидонским» и «скверными хужиками» (т.е. хузистанцами) был предан анафеме. На Соборе 486 г. под председательством католикоса Акакия, несмотря на отсутствие самого Бар Саумы, которому пришёл указ шаха не покидать Нисибин, состоялась фактическая победа его линии как в области канонического права, так и в богословии. В Церкви Востока были приняты некоторые дифизитские формулы (две природы Христа, каждая со своими свойствами без смешения или сложения). Какие-то антимонашеские настроения отразились в другом определении Собора, запрещающем монахам проникать в города, где уже есть женатое духовенство, под предлогом того, что «эти монахи проповедуют гнушение браком». Третьим определением было запрещено безбрачие клирикам, и разрешена женитьба диаконов после рукоположения. Мирянам благословлялось вступать во второй брак. Решения этого Собора были окончательно подтверждены Собором 497 г., созванным католикосом Бабаем. Было окончательно утверждено главенство Селевкии-Ктесифона, и решено предать забвению взаимные хулы Бар Саумы и Акакия. От многочисленных сочинений Бар Саумы почти ничего не осталось. Пять его писем вошли в «Ктава Сунхадос» («Synodicon Orientale») – книгу Деяний Соборов Церкви Востока. У несториан Бар Саума почитается святым, именуется «наизнаменитейшим и первым среди учителей веры».



 
PR-CY.ru