Словарь по христианству Б БАР САУМА

БАР САУМА

БАР САУМА (415/420 – 492/495 гг.) митрополит Нисибинский, видный несторианский церковный деятель, один из лидеров радикального направления в богословии Церкви Востока, реформатор канонов. Бар Саума был одной из самых противоречивых фигур истории христианского Востока: для армян он остался «про́клятым», а для восточно-сирийского историка Мари он – «свет Востока». Бар Саума родился в бедной семье. Монофизитский писатель Симеон Бет-Аршамский указывал, что Бар Саума был рабом некоего Мари из Бет-Кардо. Юношей поступил в эдесскую школу, которую в те годы возглавлял епископ (Ихива) Эдесский; Бар Саума занимался переводом творений Феодора Мопсуестийского на сирийский язык. В 449 г. второй Эфесский (разбойничий) собор осудил епископа Иву и приговорил его к изгнанию за крайнее дифизитство, но после восстановления Ивы в епископском сане Халкидонским собором Бар Саума продолжал жить в Эдессе. После смерти Ивы в 457 г. Бар Саума вернулся в Персию, где католикос Бабуй назначил его на Нисибинскую митрополичью кафедру. В 457 г. Бар Саума пригласил знаменитого несторианского преподавателя Нарсая в Нисибин для создания там богословской школы, после того как эдесская школа стала монофизитской. В Персии Бар Саума попытался провести в жизнь канонические реформы. Главной тенденцией их был пересмотр норм в отношении брака. Бар Саума считал возможным заключение брака после рукоположения для диаконов и был сторонником женатого духовенства, включая епископат. Он женился на расстригшейся монахине по имени Мамоэ. В 484 г. Бар Саума резко выступил против католикоса Бабуя, который был не согласен с его каноническими взглядами. В апреле того же года Бар Саума собрал в Бет-Лапате (Гундишапур) Собор из своих бывших соучеников по эдесской школе. Собор известен исследователям тремя решениями: формулировкой, закрепившей определения Феодора Мопсуестийского в качестве официальных положений несторианской догматики, разрешением брака епископам и низложением католикоса Бабуя. Тот немедленно созвал Собор в Селевкии-Ктесифоне, на котором низложил Бар Саума. Бет-Лапатский Собор был признан шаханшахом Перозом, Бабуй арестован и умерщвлён. Симеон Бет-Аршамский утверждает, что смерть Бабуя была результатом интриги Бар Саума, который информировал шаха о неосторожных выражениях католикоса. На его место избрали Акакия. В августе 485 г. Бар Сауме удалось в Бет-Адрае заключить с ним соглашение о преодолении схизмы. Бар Саума в письме Акакию признал Бет-Лапатский Собор своей ошибкой.

 



 
PR-CY.ru