БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА - Страница 8

В населённых пунктах, являющихся важными коммуникационными перекрёстками, разместились турецкие гарнизоны, быстро придав им восточный облик и превратив их в очаги исламского влияния. В таких местах мусульманское население за столетие из меньшинства превратилось в большинство. В первой половине XVI в. началась насильственная исламизация христиан, что вызвало миграцию христианского населения. По описаниям путешественников, крупные боснийские поселения в XVI в. уже мало отличались от турецких. Удалённые поселения, особенно в горах, долго оставались нетронутыми. Земли Боснии и Герцеговины были государственными и давались в награду за службу. Какое-то время можно было получить ленное владение от султана, сохранив христианскую веру, но достаточно быстро христиан ограничили в правах, вследствие чего большая часть местной знати перешла в ислам, и многие мусульмане-сербы смогли добиться высокого положения при султанских дворах. Местное население стало строго делиться на «правоверных» мусульман и райю (стадо). Начавшееся отождествление религии с национальностью в дальнейшем сильно повлияло на самосознание южных славян, но в этот период ещё не стало причиной их этнического разделения. В 1557 г. была восстановлена Печская патриархия, юрисдикция которой распространилась и на земли Боснии и Герцеговины: епископские кафедры в конце XVI в. находились в Сараеве, Тузле, Зворнике, Житомисличе и Тврдоше. В Герцеговине начинали своё служение многие церковные деятели, в том числе Печский патриарх Макарий (Соколович), Василий Острожский и др. Христианское население платило подать, отдавало мальчиков для пополнения войска янычар и испытывало иные притеснения со стороны как турецких завоевателей, так и возвысившейся боснийско-герцеговинской мусульманской знати, которую не всегда могла контролировать центральная власть Османской империи. Особенно тяжёлым для населения Боснии и Герцеговины был так называемый беглук (барщина), при котором кметы бесплатно обрабатывали землю, переселяясь вслед за хозяевами. Ответом на бесправное положение становились восстания, подготовка которых осуществлялась в Герцеговине и Черногории. Именно на православную герцеговинскую знать опирался патриарх Иоанн II при подготовке восстания в банате в 1594 г., которое было жестоко подавлено, и в наказание турки сожгли мощи Саввы Сербского. Сербы начали поиски союзников против Османской империи среди западных правителей и представителей Римской курии. В 1596 г. Печский патриарх Иоанн II и Герцеговинский митрополит Виссарион II обратились за помощью к папе Римскому Клименту VIII и австрийскому императору Рудольфу II, но выдвинутое понтификом условие (заключение унии) было для них неприемлемым.

 



 
PR-CY.ru