БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА - Страница 3

Кроме того, в IX в. этот регион вместе с соседними Великой Моравией, Хорватией и проч. пользовался особым вниманием Римской и Константинопольской церквей, между которыми возникло даже некоторое соперничество за влияние над ними. Как полагают исследователи, около 870 – 874 гг. христианство было принято в Боснии и Герцеговине, во всяком случае, в южной приморской части – Травунии, как официальная религия. В 870–880 гг. эти области в церковном отношении могли подчиняться Паннонской архиепископии равноапостольного Мефодия. В Х в. впервые упоминается название «Босния» в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» как одна из сербских земель. В Средневековье на территориях Боснии и Захумья (серб. Захумле), Рашки (современная юго-западная Сербия) и Зеты (совр. Черногория) происходило складывание сербского этноса. Географическое положение этих земель на границах Западноевропейского региона и Балкан сделало их объектом соперничества между Сербией, Хорватией, Венгрией и Византией, поэтому они попеременно входили в их состав. В правление сербского князя Властимира (около 820 – 855 гг.) земли Требине и Конавле были освобождены от византийской зависимости и включены в состав Сербии (Рашки). В середине X в. правитель сербской державы Чеслав Клонимирович (930–960 гг.) объединил Рашку, Зету и Боснию, но после его смерти Босния стала ареной междоусобиц. После завоевания в 1018 г. Болгарского царства Византийская империя на этих землях установила своё правление. В конце XI в. (после 1089 г.) Дуклянский князь Бодин присоединил Боснию к своей державе и поставил там князя Стефана. В XI в. территория современной Боснии и Герцеговины была разделена между Диррахийской Константинопольского патриархата и Сплитской (с 1060 г. под римской юрисдикцией) архиепископиями; в составе последней существовала Боснийская епископия. После разделения 1054 г. усилилось противостояние между христианами, совершавшими службу на славянском языке и пользовавшимися глаголической, в дальнейшем кириллической письменностью, и сторонниками латинского богослужения. Разрыв между православными и католиками позднее привёл к формированию в Боснии двух этнических групп: боснийских сербов (православных) и боснийских хорватов (католиков). С 1078 г. часть Боснии находилась также в юрисдикции архиепископа Дубровника, положение и права которого были укреплены папой Урбаном II в противовес Сплитскому архиепископу, который пользовался покровительством королей Венгрии. В 1089 г. по просьбе князя Бодина антипапа Климент III возвёл в ранг архиепископии епископство в Баре, куда как провинция входила и Босния, однако из-за политического ослабления Дуклянского княжества после смерти Бодина (1101 г.) создание нового церковного центра не имело последствий.

 



 
PR-CY.ru