БИОЭТИКА - Страница 2

В основе христианского подхода к проблемам биоэтики, выработки принципов их решений лежит учение о человеке: сотворённость человека Богом по образу и подобию Его, повреждённость человеческой природы грехом, стремление человека к единению с Богом (обожению), а также нормы христианской морали, признание духовной значимости болезней и смерти. При этом христианская церковь высоко оценивает облегчающую страдания больного врачебную деятельность, основывающуюся на милосердии, любви и заботе о человеке. Христианское понимание сущности и задач медицины вскрывает глубокую взаимозависимость веры, морали и научного знания. Нерелигиозное сознание рассматривает человека лишь как частицу природы, болезни и смерть которого представляются следствием химико-физических процессов в организме. Восприятие жизни, причин болезней и смерти с таких позиций исключает духовную составляющую этих явлений. Отрицание религиозно-нравственных оснований научной и практической медицины ведёт к оправданию недопустимых с точки зрения церкви вмешательств в жизнь человека. Биомедицинская этика рассматривается в православии в рамках нравственного богословия как одна из форм защиты богоподобного достоинства и свободы личности (врача и пациента). По словам председателя Медико-этического Совета Православной церкви в Америке протоиерея Иоанна Брека, биоэтика «должна пониматься и развиваться как богословская дисциплина». Биоэтика ставит своей целью защиту общественной морали и Божия дара (жизни) от человеческого произвола и беззакония, определение условий, необходимых для того, чтобы каждый верующий человек мог осуществить и завершить свою жизнь по-христиански, выявление границ между медицинским вмешательством, вызванным лечебной необходимостью, и действиями людей, претендующих «поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение». Христиански ориентированная биоэтика не только защищает достоинство и права пациента, но и отстаивает приоритет нравственных норм для врача относительно разного рода предписаний, побуждающих его к нравственно неприемлемым действиям. В 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание при Московском патриархате Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике. В Совет вошли священнослужители, богословы, врачи, ведущие учёные, юристы, философы. К основным задачам деятельности Совета относятся: 1) морально-нравственная и правовая экспертиза экспериментальной и научно-практической деятельности в области биомедицины; 2) изучение состояния биомедицинских исследований в России; 3) информирование и консультирование широких слоёв общественности по всему кругу этических проблем современной медицины.

 



 
PR-CY.ru