Словарь по христианству Б БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА (биомедицинская этика; от греч. – жизнь и – касающийся нравов) – область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий. К сфере биоэтики относят этические проблемы новых репродуктивных технологий, пренатальной (дородовой) диагностики, аборта, контрацепции, планирования семьи, экспериментов на человеке и животных, медицинской генетики, трансплантации органов и тканей, донорства, обеспечения прав пациентов, в том числе с ограниченной компетентностью, реанимационных методик, терапии психотропными средствами, умерщвления безнадёжных пациентов (так называемая эвтаназия), вакцинации, психиатрии и психотерапии, а также этические проблемы сексологии и сексопатологии. Термин «биоэтика» был введён в научный лексикон в 1970 г. американским биохимиком Ваном Ренсселлером Поттером для обозначения проблем, связанных с опасностью для выживания человечества в техногенном мире. Впоследствии содержание термина конкретизируется: биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров (включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т.п.) достижений биологических и медицинских наук». Становится общепризнанным, что медицинские теория и практика с середины XX в. во многом изменили свой характер. Современная медицина получает реальную возможность не только лечить, но и управлять человеческой жизнью: прогнозировать и изменять её качественные параметры (пренатальная диагностика, генная терапия, транссексуальная хирургия), «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), отодвигать время смерти (реанимация, трансплантация, геронтология). Осознание духовно-нравственных и социальных последствий развития медицинской науки создаёт для профессиональной медицинской этики новые проблемы. Если традиционная медицинская этика, восходящая к Гиппократу, носила корпоративный характер, возлагая моральную ответственность за здоровье отдельного пациента на врача, то биоэтика ставит вопросы о благополучии человеческого рода как на уровне биологических характеристик, так и на уровне общественной нравственности. При этом моральная ответственность за принимаемые решения распространяется не только на врачей, но и на пациентов, членов их семей, общественность, учёных, законодателей, политиков. Поскольку биомедицинские технологии внедряются в процессы возникновения и прекращения жизни (область Промысла Божия о человеке), проблемы биоэтики, их богословское осмысление становятся чрезвычайно актуальными для всех традиционных христианских конфессий.

 



 
PR-CY.ru