БЛАГОДАРЕНИЕ - Страница 4

По словам Тихона Задонского, кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему. Для того чтобы научиться воздавать благодарение Богу за скорби, Исаак Сирин советует постоянно содержать в уме «тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных», чтобы самому «воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби... и быть в состоянии переносить их с радостью». Воздавать благодарение в нищете и других скорбях можно, по мнению Исаака Сирина, в таких словах: «Благодарю Тебя, Боже мой, что дал мне благодать эту и честь – обнищать ради имени Твоего и сподобил меня вкусить скорби, положенной на пути заповедей Твоих, в недуге и нищете, как вкушали святые Твои, шествовавшие путём сим». Благодарение за постигшие скорби вменяется вместо подвижничества и даже доставляет мученический венец («Кто перенёс скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический»). Выражать благодарение Богу, по словам Иоанна Златоуста, человек может через покаяние: «Исповедовать свои согрешения – и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознаёт виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога». Несмотря на то что благодарить Бога следует «чаще, чем дышать» (Тихон Задонский), достойно возблагодарить Бога, по мысли св. отцов, человеку невозможно. Тем не менее, благодарить следует по мере сил: «Мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его, однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами (евангельской вдовицы)». Дух благодарения пронизывает православную богослужебную традицию через непрестанные славословия и хваления, входящие в состав как Божественной литургии, так и других священнодействий. Особое чинопоследование, целиком посвящённое благодарению, представляет благодарственный молебен («Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием»), заканчивающийся величественной хвалебной песнью Амвросия Медиоланского « Тебя, Бога, хвалим». В XX в. Дмитровским митрополитом Трифоном (Туркестановым) был составлен благодарственный акафист «Слава Богу за всё», в котором возносится благодарение Богу «за все ведомые и сокровенные благодеяния..., за земную жизнь и за небесные радости Царства... будущего». Способность воспринимать всю свою жизнь как единый Божий дар, заслуживающий непрестанного благодарения, является одним из высших нравственных проявлений духовно развитой личности.



 
PR-CY.ru