Словарь по христианству Б БЛАГОДАРЕНИЕ

БЛАГОДАРЕНИЕ

БЛАГОДАРЕНИЕ – выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христианской молитвы. В Священном Писании благодарение – глубинный религиозный ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Еврейское слово, переводимое, как правило, русским «благодарение», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религиозное состояние выражает также слово «благословение» (евр. – на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение), отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божьей и воздающего благодарение Творцу (Дан. 3:90; ср.: Пс. 67:20, 27; Неем. 9:5 сл.; 1 Пар. 29:10 сл.)». В основе благодарения в Священном Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога – значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое благодарение воссылает Богу всё творение (Пс. 148–150; см. Хвалитные псалмы и стихиры). Закон Ветхого Завета предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения, или, по переводу Септуагинты (LXX), «жертву спасительную хвалы» (Лев. 7:11–15, ср.: Ам. 4:5). Как ответ на благодеяния Божьи, благодарение проходит через весь Ветхий Завет, начиная с древнейших текстов – таких, как песнь Моисея (Исх. 15:1–21), песнь Деворы (Суд. 5), – и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис. 12; 25; 42:10 сл.; Иер. 20:13; Дан. 3:26–45, 51–90; 1 Пар. 16:8 сл.; 29:10–19; Неем. 9:5–37; Тов. 13:1–8; Иф. 16:1–17; Сир. 51:1–12), особенно в псалмах (ср.: Пс. 29; 39; 114; 123 и др.). С полнотой Откровения в Новом Завете благодарение приобретает бо́льшую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христианское понятие благодарения неотделимо от исповедания (Мф. 11:25; Лк. 2:38; Евр. 13:15), хвалы (Лк. 2:13, 20; Рим. 15:11), прославления (Мф. 5:16; 9:8) и благословения (Лк. 1:64, 68; 2:28; 1 Кор. 14:16; Иак. 3:9). Непрестанной «жертвой хвалы» становится «плод уст, прославляющих имя» Божье (Евр. 13:15). Своеобразное значение христианского благодарения как ответа на полученную благодать, подаваемую во Христе, приобретают производные от глагола, который встречаются в Новом Завете более 60 раз. Благодарением сопровождалась земная жизнь Иисуса Христа (Мф. 26:27; Мк. 8:6; 14:23; Лк. 10:21; 22:17, 19; Ин. 6:11; 11:41). Являя образ совершенного благодарения, воздаваемого Отцу, Христос подаёт пример подлинно христианского благодарения, которое воссылает верующий Богу «через Иисуса Христа» (Рим. 1:8; 7:25; Кол. 3:17). Словом «благодарение» именуется величайшее таинство христианской церкви – принесение Бескровной Жертвы и Причащение Ей.

 



 
PR-CY.ru