АНАНИЯ

АНАНИЯ – апостол от 70, священномученик (память 4 января, 1 октября, память в Западной церкви 25 января), епископ Дамасcкий. В апостольском списке, который приписывается Ипполиту Римскому, Анания упоминается на пятом месте. Обращённый в христианство еврей, Анания был призван Господом, чтобы ввести в церковь будущего апостола язычников Павла. Анания – «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями» (Деян. 22:12–16) – находился в Дамаске, когда туда привели ослепшего Савла. Господь в видении приказал Анании идти на улицу Прямую, в дом Иуды, найти там Савла и исцелить его. Сначала Анания испугался, что Савл, обретя зрение, вновь станет гонителем христиан, но затем, положившись на Господа, открывшего ему перемену, которая произошла с Савлом, вернул ему зрение и крестил его (Деян. 9:10–18). Симеона Метафраст, составивший «Страсти» Анании, сообщает, что он проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе и претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Католическая церковь не почитает его как мученика. Сохранились два греческих Жития Анании: первое, известное в трёх редакциях, приписывается некоему Варсафте; второе составлено Симеоном Метафрастом в Х в. Память Анании 1 октября обязательно указывается во всех видах календарей, она отмечается в Типиконе Великой церкви X в., редакциях Студийского устава – Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Российская национальная библиотека, XII в.; Исторический музей, XII в.), Мессинском Типиконе 1131 г., Евергетидском Типиконе первой половины XII в. По Мессинскому и Евергетидскому Типиконам на утрене полагалось чтение Жития Анании Симеона Метафраста. В Иерусалимский Типикон память Анании включается, начиная с древнейших списков. Память Анании зафиксирована в Минологии Василия II, Синаксаре Константинопольской церкви, Императорском Минологии 1034–1041 гг., Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. и Феодора Продрома начала XII в. Согласно Иерусалимскому Типикону, память Анании совершается также 4 января в составе Собора 70 апостолов. О почитании Анании на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. и наличие службы в Минее Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). В первой половине XII в. был сделан русский перевод краткого Жития Анании, включённый в состав нестишного Пролога первой и второй редакций.

 



 
PR-CY.ru