Словарь по христианству А АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ – преподобный (память 4 октября, 28 августа – в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю вторую Великого поста – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), в Дальних пещерах почивающий, странник. Жил, как полагают исследователи, во второй половине XIII в., т.к. о нём, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время или спустя некоторое время после монголо-татарского нашествия, сохранилось очень мало сведений. В «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского; Киев, 1638 г.) Афанасий Киево-Печерский именуется «многотрудным». В «Кратких сказаниях о жизни преподобных отец Дальних пещер», воспроизводящих древние надписи на досках, закрывавших пещеры с мощами, говорится, что Афанасий Киево-Печерский по благословению игумена странствовал на гору Афон и в Иерусалим, после возвращения жил так благочестиво и свято, что даже старцы считали его образцом подвижничества. В конце жизни пребывал в затворе в Дальних пещерах, где и почивают его мощи. Существуют тропарь и кондак Афанасию Киево-Печерскому, он также упоминается в службе Собору преподобных отцов Дальних пещер (третий тропарь седьмой песни канона). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архимандрит Варлаам (Ясинский; 1684–1690 гг., впоследствии Киевский митрополит) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер, по мнению исследователей, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание Афанасия Киево-Печерского установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно которым имена ряда киевских святых (в том числе Афанасия Киево-Печерского) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и в Малой России просиявших. В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Киево-Печерского сказано: «Сед, брада аки у Сергия, на конце поуже, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелен» (Библиотека Академии Наук). В изображениях Собора Киево-Печерских святых Афанасий Киево-Печерский представлен, как правило, в правой группе в монашеском одеянии, с куколем на голове, за Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах. Его образ, имеющий некоторые индивидуальные особенности (впалые щёки), помещён крайним справа в шестом ряду на гравюре конца XVIII – начале XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), на иконе первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры. На литографии 1859 г., изданной А. Абрамовым (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (Русский музей) Афанасий Киево-Печерский помещён первым в восьмом ряду с надписью на нимбе: «Преп. Амонъ за(творник)» (выраженных индивидуальных черт не имеет). У Дмитрия Александровича Ровинского указаны 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых.

 
PR-CY.ru