АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 8

В католицизме тенденция к защите прежних авторитетов, выразившаяся в принятии на первом Ватиканском соборе догмата о непогрешимости папы (что вызвало отделение от церкви старокатоликов), в традиционализме XIX в. (Луи де Бональд, Фелисите Робер де Ламенне, В. де Раулик и др.), уравновешенном реабилитацией естественного разума как орудия постижения Бога (первый Ватиканский собор) и признанием при папе Льве XIII учения Фомы Аквинского официальной доктриной католической церкви и основой «христианской философии», cтолкнулась с рационалистической критикой Священного Писания и основных католических догматов в русле модернизма, которому, в свою очередь, противостоят традиционалисты (интегристы). Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.), имея целью приспособить католическую церковь к изменившимся реальным условиям, разрабатывая провозглашённый папой Иоанном XXIII курс на всеобъемлющее обновление католической церкви (aggiornamento), создавая новую концепцию жизни церкви (апостолат мирян и т.п.), в то же время стремился сохранить в неприкосновенности авторитет папы. Однако в отличие от первого Ватиканского собора он сделал акцент на единении папы с епископатом: «Собор вновь предлагает всем верным твёрдо верить и, продолжая начатое, постановил перед всеми исповедать и провозгласить учение о Епископах, преемниках Апостолов, которые с Преемником Петра, Наместником Христа и видимым Главой всей Церкви, управляют домом Бога Живого». В православии проблема, связанная с понятием «авторитет» в церкви, не ставилась так остро и не решалась в терминах юридического подхода так определённо, как в западных конфессиях. Причиной этого были различия духовных традиций Востока и Запада – экклезиологические различия. На Востоке греческий термин в Символе веры понимается в значении всеобщего духовного единства во вселенском соборном разуме, что переводит проблему авторитета в церкви из области земной её организации в духовную сферу; это понимание ярко выражено в славянском переводе термином «соборная» (церковь). Соборность действует во взаимной любви, которая связывает отдельных членов церкви. Сердца христиан, говорит апостол Павел, соединены «в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:2-3). Эта взаимная любовь выражается в согласии христиан между собой. В согласии всех членов Христовой церкви проявляется её соборность. От него зависят все другие церковные явления. Например, авторитет Вселенского Собора основывается на тождественности его свидетельств вере всего тела церкви.

 



 
PR-CY.ru