АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 7

У анабаптистов и Томаса Мюнцера авторитет Священного Писания был существенно релятивирован утверждением о непосредственном действии Святого Духа в избранниках Божьих. Т. Мюнцер даже различал «пергаментную Библию» («внешнюю Библию») и «настоящее Священное Писание», начертанное не чернилами, а «живым перстом Божьим» в сердцах людей, т.е. живое Откровение. Более сложным было отношение идеологов Реформации к авторитету отцов Древней церкви. Реформаторы высоко ценили Августина Блаженного, учение которого питало все направления протестантизма. В англиканстве авторитет отцов Древней церкви (а также Соборов) играл немалую роль в обосновании древнехристианских, апостольских основ англиканской церковной организации (39 cтатей 1571 г.; Каноны 1604 г.). Тем не менее, авторитет отцов в протестантизме занимал подчинённое место по отношению к Священному Писанию и трактовался в качестве свидетельства о вере, принимаемого лишь в случае согласия авторитета со Священным Писанием ради его лучшего понимания. Принцип абсолютного авторитета Священного Писания определял трактовку протестантами экклезиологического аспекта понятия «авторитет». В католицизме эпохи контрреформации и католической реформы (XVI–XVII вв.) особое место отводилось апологии авторитета католической церкви, в особенности папского престола, что нашло выражение в систематизации католического учения об авторитете и создании значительно более эффективных механизмов осуществления авторитета папы в вопросах веры и церковного права. Полное и безоговорочное признание авторитета папы становится основополагающим принципом католицизма. На Тридентском соборе в противовес протестантскому принципу абсолютного авторитета Священного Писания было признано равенство авторитета Священного Писания и авторитета Священного Предания, продиктованного Святым Духом и хранимого церковной традицией. В XVII – начале ХХ вв. проведённый в западноевропейской науке и общественной мысли радикальный пересмотр старых авторитетов и самого понятия «авторитет», которое мыслилось теперь негативно через оппозицию к свободе личности в политической (права человека), идеологической (плюрализм мнений), научной (секуляризация знания) и религиозной (толерантность) сферах жизни, по сей день оказывает влияние на отношение к авторитету как в католицизме, так и в протестантизме. В протестантизме критика догматической окостенелости вероучения, направленная к возрождению живого религиозного чувства путём углубления внутреннего, близкого к мистическому, диалога с Богом (спиритуализм, антропоцентрическо-психологические учения, например, Иоанна Арндта, пиетизм, христианский экзистенциализм, диалектическая теология, неоортодоксия), соседствовала с рационалистическим вызовом прежним авторитетам (либеральная теология, Тюбингенская школа) и с развитием всё новых направлений, далеко отошедших от исторической протестантской ортодоксии (теология «смерти Бога»).

 



 
PR-CY.ru