АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 6

Согласно этой теории, существуют два способа достижения истины: при помощи естественного разума (философия) и в акте веры, с опорой на авторитет Священного Писания – Откровение (теология), и соответственно две истины, но не противоречащие друг другу (как у аверроистов), а пребывающие в гармонии, поскольку то, что доступно разуму, не нуждается в вере, а то, что дано в Откровении, не нуждается в разумном доказательстве, исключая лишь ряд основополагающих истин: существование Бога, бессмертие индивидуальной души, – открытых разуму ради уверенности человека в спасительной силе авторитета. Наметившийся в поздней схоластике отказ от доказательства и этих истин (например, Оккам или частично Каэтан – крупнейший интерпретатор св. Фомы) свидетельствовал об известной усталости от иссушающей веру спекулятивной теологии, что выразилось также в расцвете мистики в XIV–XV вв., cтремлении вернуться к изначальной простоте Евангелия и ясности отцов Древней церкви (Эразм Роттердамский, см. также Гуманисты), наконец, в распространении предреформационных учений, провозглашавших примат Священного Писания над его интерпретацией в Священном Предании (Джон Уиклиф, Ян Гус). Теория «двух истин», определяя объективные границы человеческого разумения (в противовес как Ансельму Кентерберийскому, так и латинским аверроистам) и одновременно подтверждая автономию разума как инструмента познания от авторитета Священного Писания и отцов церкви, допускала наличие в философии своих авторитетов, первенство среди которых уже в XII в. имел Аристотель. Консолидация богословских школ (в особенности в рамках нищенствующих Орденов), развитие университетов в XII–XIII вв. привели к тому, что стали говорить об «авторитета магистров» («auctoritas magistrorum»), приобретённом научными достижениями, порой в одном ряду с авторитетом отцов (например, у Иоанна Корнуэлльского). В качестве авторитета современниками почитались творения Альберта Великого и Фомы Аквинского. В эпоху Реформации XVI в. вопрос об истинных и ложных авторитетах стал одним из наиболее острых в идеологии протестантизма. Отвергая авторитет папы, схоластической традиции, протестанты считали Священное Писание единственным подлинным и непререкаемым авторитетом: обладая полной ясностью, оно не нуждается в рациональной интерпретации, должно восприниматься буквально и в повседневной жизни христианина, и в богословии, и при организации церкви (Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Мартин Буцер, Жан Кальвин). Ульрих Цвингли, придерживавшийся в целом сходных взглядов, в то же время оставлял за разумом право толкования Священного Писания, что стало причиной его разрыва с М. Лютером (Марбургский диспут, 1529 г.).

 



 
PR-CY.ru