АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 5

Использование в схоластике диалектического метода заострило проблему соотношения авторитета и разума, в решении которой сложились полярные позиции. На примате разума настаивали «диалектики» XI в. (Ансельм из Безаты, Беренгарий Турский), но в особенности латинские аверроисты XIII–XIV вв. (которые, хотя и постулировали свободу философии от какого-либо авторитета, на практике почитали таковым Аристотеля и его комментатора Аверроэса – Ибн Рушда) указывали на противоречия между выводами разума и данностью веры. Их противниками были «антидиалектики»: монахи-мистики, требовавшие полного и безоговорочного подчинения авторитету Священного Писания, утверждавшие также иррациональный мистический способ постижения Бога в Откровении (Пётр Дамиани, Бернард Клервоский). Однако определяющей развитие богословия в XII в. стала трактовка соотношения авторитета и разума, данная Ансельмом Кентерберийским в духе Августина Блаженного: «Верую, чтобы понимать» («Credo ut intelligam»). Расширению в богословии сферы рационального доказательства способствовала потребность устранить противоречия между отдельными авторитетами: обилие таких противоречий впервые вскрыл Пьер Абеляр в своём труде «Да и Нет», тогда как Алан Лилльский указывал на возможность манипуляции различными авторитетами, что, по его мнению, делало необходимым привлечение в пользу того или иного авторитета также рациональных доводов («Поскольку у авторитета нос из воска, в том смысле что он может быть повёрнут к разным значениям, то его следует подкреплять соображениями разума»). Попытка гармонизации авторитета с помощью разума, критического обобщения различных богословских традиций ради целостного, внутренне непротиворечивого изложения учения католической церкви была предпринята в XII в. в «Четырёх книгах сентенций» Петра Ломбардского. Одновременно появился аналогичный труд, посвящённый каноническому праву, – «Согласование несогласных канонов» («Декрет») Грациана. Всё более интенсивное использование диалектического метода в богословии и как следствие углубленное изучение античного философского наследия, знакомство с арабской и иудейской школами интерпретации Аристотеля, предопределили развитие в XIII в. (а отчасти уже в XII в. у Абеляра и Гильберта Порретанского) теории «двух истин», которая в ортодоксальном для католического богословия варианте (отличном от латинских аверроистов) была окончательно сформулирована Альбертом Великим и в особенности Фомой Аквинским.

 



 
PR-CY.ru