АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 2

Разнообразны типы святости, но каждый святой является носителем авторитета, который проявляется в молитвенном обращении к святому, вере в его поддержку, признании его жизненного подвига образцом для верующего. Авторитет иерархии складывается из представления о богоучреждённости иерархии в церкви, которое чётко выразил Киприан Карфагенский: не только поставление каждого епископа бывает по особой воле, но Богом установлен сам принцип иерархии. Достоинство епископа есть достоинство апостольское, преемственно сохраняющееся в церкви. Епископы – главные хранители веры и истины; священники Божьи хранят Божественные повеления; авторитет православного священства зиждется на силе его великого служения и благодати рукоположения. Библия содержит различные аспекты понимания авторитета. В самой ранней социальной организации еврейского народа – союзе племён, который делился на отдельные семьи, – выделяются авторитетные фигуры глав племён и семей, обладающие полным, в том числе и религиозным, авторитетом (Исх. 12:21; 1 Цар. 20:6). Союз 12 племён Израилевых, освящённый синайским законодательством, упорядочивает их авторитет. Самые авторитетные главы семей – старейшины (Исх. 18:24–26; Втор. 19:12; Руфь 4:2). Такие внутриплеменные отношения сохраняются вплоть до послепленного времени (Зах. 12:12–14). Любой авторитет в древнем Израиле возводился к авторитету Бога. В теократическом законодательстве Израиля государственный порядок – это порядок, установленный Господом (1 Цар. 8; 10). Народ лишь после получения Закона Моисеева взывает к Господу, чтобы Он поставил над ними земного царя, который должен быть своего рода Его местоблюстителем (1 Цар. 9:16; 10:1). Царь избирается Богом, и в обетовании пророка Натана царю Давиду Бог обещает вечное существование его династии (2 Цар. 7:14–16; Пс. 88:26–38). Богом установлены границы царской власти, а следовательно, и его авторитет (Ос. 8:4; 13:11). Она ограничена необходимостью учитывать голос народа (1 Цар. 10:20–27; 2 Цар. 2:4; 5:1; 3 Цар. 12:1). Согласно Неемиии, ветхозаветный первосвященник является духовным и светским главой народа. Позже его поддерживает синедрион, который сменяет институт старейшин. В Новом Завете тема авторитета находит своё продолжение. Апостол Павел в Рим. 13:1–7 поднимает вопрос о послушании земным властям: существующая в мире власть происходит от Бога, следовательно, каждый христианин должен ей подчиняться в согласии со своей совестью (ср.: 1 Петр. 2:13–17). Христиане должны молиться о земных властях (1 Тим. 2:1–5). Однако любые авторитетные действия в общине должны ориентироваться на пример Иисуса Христа (Мк. 10:43–45; Ин. 13:13–15). В Вульгате Иеронима Стридонского термин «авторитет» не встречается, греч. же термин, обозначающий «cлужащий причиной, началом», трижды переведён как auctor (Деян. 3:15; Евр. 2:10; 12:2); однако в аналогичном случае (Деян. 5:31) употребляется слово «princeps» («первый, главный»).

 



 
PR-CY.ru