АВТОРИТЕТ в вопросах веры

АВТОРИТЕТ в вопросах веры – добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости. Понятие «авторитет», не имеющее аналогов в древнегреческом языке, исторически сформировалось в латинской патристике и средневековой западноевропейской науке, основу которой составила римская правовая традиция. Вероучительный авторитет Священного Писания признаётся христианами всех конфессий (разногласия возникают в отношении к канону). Вместе с авторитетом Священного Писания православная и католическая церкви признают авторитет Священного Предания: деяния Вселенских соборов, творения святых отцов, канонические установления, литургику, иконографию, благочестивые обычаи и др.,  – поскольку в Священном Предании различным образом выражается Полнота Истины. В догматах церковь сформулировала вероучительную истину, которая на протяжении более чем тысячелетия остаётся непререкаемым авторитетом для верующих. Канонические установления, составившие основу действующего в церкви права, признаются всеми церквами. Со времени, когда сложился канонический корпус (883 г.), церковь не добавила в него ни одного нового канона и ни одного не исключила; свидетельством высокого авторитета священных правил служит то, что седьмой Вселенский собор поставил их в ряд со Священным Писанием. Признанным авторитетом в церкви является авторитет святых отцов, воспринявших христианскую веру от апостолов и сохранивших её для последующих поколений христиан: «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди» (Синодик в Неделю Православия). Вопрос о границах Священного Предания, а следовательно, о его авторитете, и в частности, об авторитете святоотеческого наследия, рассматривался на состоявшейся 7–9 февраля 2000 г. в Москве Богословской конференции РПЦ «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». «Предание есть всегдашнее и всеобщее церковное сознание, – отметил в докладе «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия» митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, – и Церковь ублажает святых отцов как верных выразителей этого сознания, подлинных свидетелей Веры Церкви. Вот почему столь важной в православном богословии и вероучении является ссылка на авторитет отцов, утверждение о том, что подлинное богословие есть богословие святоотеческое. Это рассуждение можно привести и иначе: если мы не следуем святым отцам, то мы выпадаем из Предания, мы покидаем Церковь». Авторитет приобретается каким-нибудь лицом на пути христианского подвига, христианской мудрости, т.е. посредством подчинения себя церкви.

 



 
PR-CY.ru