АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ - Страница 8

Главы церквей пришли к соглашениям о недопустимости прозелитизма, необходимости постоянных встреч представителей двух церквей и оповещении друг друга о важнейших событиях церковной жизни. В 1907 г. Константинопольский патриарх Иоаким III назначил своего постоянного представителя при Кентерберийском архиепископе архимандрита С. Пагониса (некоторые исследователи англикано-православного диалога восприняли это как негласное признание апостольского преемства англиканской церкви). В 1908 г. на Ламбетской конференции было принято решение о возможности беспрепятственного участия православных христиан в случае необходимости в таинствах Англиканской церкви. Подобные случаи имели место в Америке, где в отдалённых местах не было православных священников, и епископ Бруклинский Рафаил (РПЦ, 1904–1915 гг.) временно поддерживал эту практику. Один из ранних эпизодов в истории отношений с представителями Церкви Англии в России связан с именем Московского митрополита Платона (Левшина), который получил от англикан вышедшую в 1781 г. в Женеве книгу французского кальвиниста Луи Дютана «Папская церковь: о некоторых разногласиях и средствах воссоединения христианских церквей» с просьбой написать отзыв. Митрополит отправил англиканам своё «Православное учение веры» (вышедшее в 1765 г. в латинском переводе) и критические замечания на книгу Луи Дютана. Непосредственное сотрудничество представителей двух церквей началось в 1812 г., когда в России под покровительством императора Александра I было открыто Библейское общество по примеру и при взаимодействии с Библейским обществом Британии (British and Foreign Bible Society, 1804 г.). Однако члены общества помимо своих основных обязанностей занимались распространением мистического учения о религии сердца и «внутреннем христианстве», чем нанесли непоправимый ущерб авторитету общества, которое было закрыто в 1826 г. Попытка на практике применить теорию «тройственного» единства христианской церкви была предпринята в 1840 г., когда в Петербург приехал диакон Англиканской церкви Уильям Палмер, пожелавший принять причастие в православной церкви, в чём ему было отказано. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Александрович Протасов организовал дискуссии с участием историков и богословов и помог гостю ознакомиться с религиозной жизнью России. Уильям Палмер побывал в Москве, Троице-Сергиевой лавре, был принят архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) в Сергиевой пустыни. Большое значение имели для Уильяма Палмера беседы с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), который поддерживал идею развития отношений с христианами Англии, однако всегда подчеркивал, что для соединения церквей необходимо единство веры.

 



 
PR-CY.ru