АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ

АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ – богословские диалоги XVIII–XX вв. В середине XVI в., в период формирования Англиканской церкви, представления англичан о православии были основаны на средневековых итинерариях и космографиях и не отличались широтой и полнотой. Архиепископы Кентерберийский Томас Кранмер и Винчестерский Ланселот Эндрюс, уделявшие большое внимание изучению творений отцов Древней церкви, тем не менее, считали современную им православную церковь еретической. Политика веротерпимости короля Англии Якова I  (1603–1625 гг.) способствовала тому, что к православию перестали относиться как к еретическому исповеданию и рассматривали православное вероучение, прежде всего, как альтернативный Риму источник церковного Предания; в своём «Отчёте о состоянии религии» архиепископ Йоркский Эдвин Сандз писал даже о возможности соединения православия и англиканства в одной церкви. В то же время интерес к православию в Англии повышался с развитием торговли с Османской империей, под властью которой находились православные страны Ближнего Востока и Северной Африки. В Стамбуле, при дворе султана, послы католических и протестантских государств боролись за торговые привилегии для своих стран, искали партнёров среди гречских купцов и союзников среди православных иерархов. Одним из них был Александрийский  патриарх Кирилл Лукарис, который в письмах (1612 и 1614 гг.) к Кентерберийскому архиепископу Джорджу Эбботу называл короля Якова I защитником христианского единства и просил разрешения направить на обучение в Англию греческих студентов. По его мнению, греческие священники, получившие образование в некатолической стране, могли бы ослабить влияние иезуитов, обучавших греческую молодёжь в своих школах. Просьба была удовлетворена, и в Оксфорде и Лондоне в 1617–1624 гг. учился Митрофан Критопул (впоследствии Александрийский патриарх). Он общался с представителями англиканского духовенства и составил краткое описание вероучения, обрядов и организации Греческой православной церкви для капеллана Томаса Гоуда. В 1615 г. о необходимости объединения христианской церкви писал архиепископу Джорджу Эбботу архиепископ Филадельфии (в Малой Азии) Гавриил Север, живший в Венеции и помогавший английскому грецисту Г. Сэвилу в подготовке восьмитомного издания творений Иоанна Златоуста. В 1619 г. патриарх Кирилл Лукарис получил книгу перешедшего в англиканство римско-католического архиепископа города Сплита Mарка Aнтония де Доминиса «De Republica Ecclesiastica» с сопроводительным письмом, в котором автор убеждал патриарха в возможности объединения Восточных церквей с церковью Англии и просил рассмотреть этот вопрос.

 



 
PR-CY.ru