АХЕН - Страница 8

Первоначально кафедра стояла в центре октагона. Драгоценные камни, камеи и орнамент образуют большой крест (crux gemmata) – символ Небесного Иерусалима. К числу таких cruces gemmatae относится золотой «крест Лотаря», подаренный Оттоном III (оправа из крупных драгоценных камней выполнена в виде колоннад храмов). В его центре – большая камея с профилем римского императора Октавиана Августа в лавровом венце, которому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Такой же символический смысл имеют и изображения в Евангелии Оттона III (юный император на троне во славе, окружённый четырьмя евангелистами) из сокровищницы Ахенской капеллы. Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии около 1000 г.), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар французского короля Людовика XI, 1481 г.), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349 г.), малоазийский реликварий конца X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), императорские мантии XII–XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» («Ахенская Богоматерь»), которой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды. Из светской архитектуры Ахена интерес для исследователей представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретённого городом у монастыря (от дворца осталась одна башня: Granusturm; башня Гранна), которую Энеа Сильвио Пикколомини (будущий папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» («благороднейший из дворцов во всей Германии»). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на втором этаже украшен циклом исторических фресок Альфреда Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и её сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния.



 
PR-CY.ru