АХЕН - Страница 6

От первоначального архитектурного убранства до настоящего времени сохранились двухцветная шахматная облицовка арок октагона и амбулатория (колонны в 1794 г. были выломаны из капителей и базисов и вывезены в Париж; частично возвращены), бронзовые (первоначально позолоченные) решётки ахенского литья рубежа VIII–IX вв., обрамляющие второй ярус октагона (при реконструкции западная и восточная решётки перепутаны местами), бронзовые врата (Wolfstür) и три бронзовые внутренние двери каролингского литья. Напольные мозаики, облицовка стен и столпов, мозаики в куполе (Христос на троне в окружении символов евангелистов и 24 старцев) и на стенах являются неточными реконструкциями второй половины XIX – начала XX вв., выполненными по сохранившимся описаниям и по аналогии с другими храмами каролингской эпохи. При императоре Карле Великом в Ахен были доставлены также позднеантичные бронзовые скульптуры: фигура животного, волчицы или медведицы (II в. н.э., из Южной Галлии), подобие Капитолийской волчицы, символа Рима, хранившегося в Латеранском дворце, а также конная статуя короля остготов Теодориха (вывезена из Равенны в 800 г., по мнению исследователей, является изображением византийского императора Зенона), которая должна была напоминать статую Марка Аврелия в Латеране, принимаемую за скульптурное изображение императора Константина. В преддверии капеллы помещалась так называемая шишка пинии каролингского литья (X в., бронза), также один из символов Рима. Дворец и особенно капелла должны были символизировать возрождение христианской Античности и Римской империи. Архитектурные особенности капеллы, воспроизводимые в других храмах Германии (в Отмарсхайме, в Кёльне церковь св. Марии, в Эссене, в Корвее) в VIII–XI вв., подчёркивали связь этих церквей с императорской властью. В XIV в. западная часть капеллы была изменена пристройкой колокольной башни, где размещались помещения для хранения реликвий, и крытой галереей для их показа. В 1315–1414 гг. капелла была существенно расширена в связи с проведением коронаций и всё увеличивавшимся потоком паломников к могиле Карла Великого и ахенским святыням за счёт готической алтарной части с огромными стрельчатыми окнами (тип так называемой капеллы-реликвария по образцу церкви Сент-Шапель в Париже, капелл в Руане и в Сен-Жермен-де-Фли). В XIV–XV вв. к капелле и башне с внешней стороны были пристроены шесть готических капелл (почти все двухэтажные), две из них использовались при коронации: в капелле св. Матфея проходило облачение короля, в капелле Губерта и Карла король проводил ночь перед коронацией.

 



 
PR-CY.ru