АХЕН - Страница 5

Символами паломничества в Ахене также являлись керамические фляги для воды из источников Ахена и медальоны с изображением ахенских святынь: вверху – Распятие с предстоящими Богородицей и апостолу Иоанном, внизу – Богородица с Младенцем Христом на троне, Её одеяние в ночь Рождества и пелёнки Младенца Иисуса, которые напоминают по форме гамаши, из-за чего возникла легенда о том, что Иосиф снял их, чтобы сделать пелёнки для Младенца. В то время гамаши (обмотки) представляли в виде штанов, поэтому «порты Иосифа» («Josephs Hosen») нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики. В позднее Средневековье и Новое время Ахен также служил местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в Сантьяго-де-Компостела, где хранятся мощи апостола Иакова; далее они отправлялись на судах по рекам Маасу и Рейну. В эпоху Реформации Ахен теряет значение как паломнический центр. В 1776 г. паломничество в Ахен было запрещено императором Иосифом II (см. Иозефинизм), однако с XIX в. практика посещений Ахена верующими возродилась и продолжается до настоящего времени. Памятники архитектуры и искусства Ахена связаны с имперской идеей и религиозными святынями, находящимися в этом городе. От каролингского дворцового комплекса сохранилась лишь капелла. По археологическим свидетельствам, дворец императора Карла Великого был построен в 780 гг. по плану римской базилики и стал наряду с римскими сооружениями в Августе Треверов (современный Трир) самым крупным светским зданием к северу от Альп. В некоторых документах он назывался Латеранским, что должно было напоминать о дворце императора Константина в Риме. Дворец соединялся с капеллой, расположенной к югу от него, крытыми переходами, образующими обширный внутренний двор. С запада к капелле примыкал большой атриум, окружённый аркатурной галереей. Палатинская капелла была возведена, как предполагают исследователи, североитальянскими мастерами (архитектор франк Одо из Меца) в 786–800 гг. По форме она представляла внутренний октагон, образованный мощными столпами и окружённый двухъярусным обходом-амбулаторием с шестиугольной внешней стеной, центральное пространство было перекрыто купольным сводом (пролёт 14,5 м, высота 31,7 м; долгое время оставалось самым высоким купольным зданием к северу от Альп). Подобные архитектурные формы известны в североитальянской и малоазийской византийской постройках раннего Средневековья (например, церковь Сан-Витале в Равенне), но капелла является уникальным архитектурным сооружением благодаря своим пропорциям, в основу которых положена измерительная система, символика которой восходит к главе 21 Откровения апостола Иоанна; таким образом, капелла символизирует Небесный Иерусалим. Для внутренней отделки капеллы Карл Великий приказал доставить в Ахен античные колонны и плиты из ценных сортов мрамора, гранита, порфира, множество произведений античного декоративно-прикладного искусства.

 



 
PR-CY.ru