Словарь по христианству А АМЕНАПРКИЧ

АМЕНАПРКИЧ

АМЕНАПРКИЧ (букв. – Всеспаситель) – группа памятников армянского средневекового искусства с изображением Распятия. В отличие от большинства произведений с рельефными крестами в Аменапркиче тема Распятия и сопровождающие её композиции представлены в изобразительной форме. Исследователи полагают, что памятники этого типа восходят к Распятию (упоминаются в «Истории вартапета Левонда», VII в.; не сохранилась), для которого князь Ашот Патрик (685–689 гг.) возвёл церковь в области Тарон, или к почитаемому в Армении деревянному резному Распятию Х в. Его происхождение исследователи связывают с апостольскими временами; в Армению оно было привезено из Византии царём Ашотом как дар императора Василия. В 1013 г. для этого Распятия Григор Магистрос заново отстроил церковь в монастыре Авуц-тар близ Гегарда (с середины XVIII в. по настоящее время Распятие находится в патриаршей ризнице в Эчмиадзине). Древнейший фрагмент святыни представляет «Снятие с креста с предстоящими Иосифом Аримафейским и Никодимом». Сохранились четыре хачкара (рельефные мемориальные крестные камни) типа Аменапркич: 1273 г. из притвора монастыря Ахпат, был создан «в моление за атабага и амирспасалара армян и грузин Садуна»; 1279 г. из села Урц Араратского района (в настоящее время в монастыре Эчмиадзин); 1281 г. из Дсеха (область Лори) и 1285 г. из Марца. Наиболее развёрнутая композиция представлена на Аменапркиче из Ахпата. Изображение Распятия на центральном поле хачкара сопровождают фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, Иосифа Аримафейского, Никодима и апостолов, а также солнца, луны и ангелов. Верхний регистр хачкара занимает многофигурное изображение Вознесения Христова. Композиции выполнены глубокой пластичной резьбой на фоне двух- или трёхуровневого растительного орнамента и плетёнки. Небольшие участки гладкой поверхности креста и фона заполнены надписями заглавным письмом. Рельефные изображения Распятия в средневековой Армении создавались также на фасадах церквей (например, на западном фасаде церкви монастыря Гандзасар, 1216–1230 гг.; на тимпане окна гавита монастыря Нораванк мастера Момика, 1321 г.) или на памятниках прикладного искусства (золотой оклад Бардзрабердского Евангелия, 1254 г.; складень-реликварий царя Хетума II, 1293 г.). В армянском искусстве под влиянием памятников типа Аменапркич в условные геометрические композиции хачкаров и крестов на фасадах храмов включаются изображения отдельных фигур и сцен.

 
PR-CY.ru