АГРИППА КАСТОР

АГРИППА КАСТОР – христианский писатель-полемист эпохи правления императора Адриана (117–138 гг.), первым выступивший против гностического учения Василида. Несохранившееся сочинение Агриппы Кастора представляло собой, по словам Евсевия Кесарийского, называющего его «знаменитейшим автором», «уничтожающее изобличение и опровержение» 24 книг толкований, составленных Василидом на Евангелие. Из кратких сообщений Евсевия и Иеронима Стридонского исследователям неясно, каким именно образом Агриппа Кастор критиковал знаменитого гностика. Согласно Клименту Александрийскому, Василид в стремлении обосновать преемственную связь своих идей с проповедью Христа утверждал, что придерживается учения апостола Матфия, и называл своим наставником некоего Главкия, переводчика апостола Петра. Исследователи считают вполне возможным, что Агриппа Кастор сделал акцент на опровержении этих притязаний, демонстрируя несовместимость доктрины Василида с христианством. Согласно Евсевию, он уличил Василида в том, что тот выдумал несуществующих пророков Варкавву, Варкофа и др., «чьи варварские имена призваны поражать легковерных». Агриппа Кастор обвинил Василида в допущении вкушения идоложертвенного во время гонений – этот тезис вытекает из взглядов Василида в изложении Иринея Лионского: согласно им, вместо Христа был распят простой человек, ради которого нелепо терпеть мученичество. Нелепым он называет и «пифагорейское» требование пятилетнего молчания для желавших присоединиться к секте Василида. По Иерониму Стридонскому, Агриппа Кастор утверждал, что в качестве верховного бога Василид почитал абрасакс (что указывает на позднюю стадию Василидова учения, подвергшегося влиянию идей Валентина). Феодорит Кирский передаёт, что Агриппа Кастор опроверг также учение сына Василида Исидора, аргументы против которого остаются исследователям неизвестными.

 
PR-CY.ru