АСКЕТИЗМ - Страница 9

Идеалом такого подвижничества были, например, Анна пророчица, в молитве и постах служившая Господу до самой глубокой старости, за что и получила прозвание «благоговейнейшая подвижница», молитвенник апостол Иаков Праведный, брат Господень, до последней минуты жизни молившийся за убивавших его. Во-вторых, аскетами называли тех, у кого преимущественными подвигами были пост и воздержание. Ориген говорит о нравственном значении поста и воздержания: пост не есть сам по себе добродетель, а только основа других добродетелей, в посте мы умерщвляем тело наше и порабощаем не ради самоубийства, а для того, чтобы «умертвить земные уды – блуд, нечистоту, похоть злую». Та же мысль просматривается и у Тертуллиана в послании «К жене», где он на воздержание смотрит как на начальный подвиг, обусловливающий собою более успешное искоренение страстей, смотрит на него как на «подпору целомудрия». В-третьих, к аскетам причислялись те, кто отличался делами особенной благотворительности и презрения к миру, например, те, кто всё своё имущество отдавал в пользу церкви или в пользу бедных. Этот вид аскетизма, где основной добродетелью является нестяжательность, имел своё начало ещё в иерусалимской общине первых христиан, где «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). Антиохийский епископ Серапион (конец II в.), будучи посвящён во епископа, пожертвовал всё своё имение в пользу церкви и вёл аскетическую жизнь. Киприан Карфагенский (первая половина III в.) после принятия христианства отдал всё своё имущество в пользу бедных. К нестяжателям относятся современник Киприана Карфагенского александрийский пресвитер Пиерий, который, по свидетельству Иеронима Стридонского, «отличался удивительным аскетизмом и был подвижником добровольной нищеты», и многие другие лица. В-четвертых, почётное имя аскетов в церкви первых трёх веков христианства давалось вдовицам («Вдовиц почитай, истинных вдовиц. ...Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» – 1 Тим. 5:3, 5), но особенно девственникам и девственницам, решившимся ради Царствия Небесного на подвиг девства, или целомудрия, как совокупности всех нравственных и умственных совершенств. Уже из первого послания апостола Павла к Коринфянам видно, что между христианами Коринфской церкви были искатели и ревнители целомудрия, апостол писал им: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» (1 Кор. 7:8), т.е. девственником. О четырёх дочерях Филиппа, апостола от 70, одного из семи диаконов Иерусалимской церкви (Деян. 21:8–9), по одним источникам, известно, что две из них до конца жизни пребывали в девстве, по другой – все четыре несли на себе этот подвиг, за что и удостоились дара пророчества. В начале II в. свидетельства о девстве встречаются в посланиях мужей апостольских Антиохийского епископа Игнатия Богоносца и Смирнского епископа Поликарпа: «Кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия», «юноши должны быть непорочны во всём, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого порока..., а девам жить с непорочною и чистою совестью»; согласно Иоанну Дамаскину, Игнатий говорил одному пастырю, чтобы он не возлагал ни на кого ига девства, ибо небезопасно это стяжание и нелегко сохранить его, когда оно бывает по принуждению. Со временем свидетельств о девстве становится больше.

 



 
PR-CY.ru