АПСЕВД ФЕОДОР

АПСЕВД ФЕОДОР – византийский художник конца XII в. По мнению исследователей, прибыл на Кипр из Константинополя по приглашению Пафосского епископа Василия Киннама. В пользу константинопольского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для византийского искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. Апсевд Феодор исполнил росписи в нефе «Енклистры» («затвор») монастыря в честь преподобного Неофита близ Пафоса (Кипр), о чём свидетельствует греческая надпись вдоль ниши на северной стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована её заказчиком – основателем скита преподобным Неофитом, дважды изображённым на стенах «Енклистры»: в церкви – возносимый двумя ангелами и в келье преподобного – как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объёме церкви Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат Апсевду Феодору. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос, – иеромонаха Феодора – можно соотнести с Апсевдом Феодором. Сопоставительный анализ фресок двух памятников показывает исследователям идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное лично́е письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. Апсевду Феодору приписывают четыре иконы, происходящие из местного ряда иконостасов монастыря преподобного Неофита – Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе около 1183 г., монастырь преподобного Неофита) – и монастыря Панагии Аракос – Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе около 1193 г., Византийский музей архиепископа Макария III. Никосия).

 
PR-CY.ru