АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ - Страница 2

Наиболее часто употребляются 24 воскресные алфавитные стихиры Октоиха, написанные Иоанном Дамаскиным. Они являются частью стиховных стихир вечерни в субботу вечером, поются соответственно гласу недели стихами Пс. 92, на каждый из восьми гласов приходится по три алфавитные стихиры. Первые буквы всех этих стихир составляют алфавитный акростих. Впервые эти стихиры отмечены в унциальном Октоихе конца VIII в., они более позднего происхождения, чем восемь «воскресных» стихир, которые выписаны в каждом гласе в качестве первой стиховной стихиры вечерни в субботу вечером. Воскресные алфавитные стихиры не соответствуют друг другу по метрике ни внутри гласа, ни между гласами. Значимость их с точки зрения Иерусалимского устава выражается в том, что они крайне редко заменяются на воскресной службе другими стихирами, не сокращаются и не умножаются путём присоединения других стихир. Исключениями являются случаи совпадения воскресений с двунадесятыми Господскими праздниками и с навечерием Рождества Христова (24 декабря), когда на стиховне поются особые стихиры, а также воскресные дни периода от Пасхи до её отдания, когда вместо алфавитных стихир поются стихиры Пасхи (или Антипасхи). Богородичны воскресных алфавитных стихир в совокупности составляют акростих «Иоанна. Аминь». В отличие от самих алфавитных стихир их богородичны более подвижны – в том случае, когда на стиховне на «Слава» поётся стихира святому, богородичен должен соответствовать её гласу; в двунадесятые праздники, их пред- и попразднства и в некоторых других случаях вместо богородична поётся стихира праздника. Циклы славянских алфавитных стихир были обнаружены в конце 1960 – начале 1980 гг. в результате открытий К. Ивановой-Константиновой, Биляны Йованович-Стипчевич, Вячеслав Михайловича Загребина и Г. Попова. В настоящее время известны славянские алфавитные стихиры на пред- и попразднство Рождества Христова и на Богоявление в Праздничных Минеях XI–XIV вв. и в чине погребения мирян и священников в южнославянских Требниках XIII–XIV вв. (известны в двух полных сербских списках: конца XIII? – начала XIV в., Российская национальная библиотека (издан В.М. Загребиным) и последней четверти XIV в., а также фрагмент (только начало, до буквы «д») в среднеболгарском Зайковском Требнике первой половины XIV в. – София. Национальная библиотека св. Кирилла и Мефодия; издан Б. Холошняем). Старший список славянских алфавитных стихир на предпразднство Рождества Христова содержится в русской Праздничной Минее (восходящей непосредственно к старославянскому оригиналу – Российский государственный архив древних актов), датируемой не позднее рубежа XI–XII вв.

 



 
PR-CY.ru