Словарь по христианству А «АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА»

«АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА»

«АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА» («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу») – одно из древнейших церковнославянских стихотворений с азбучным акростихом. Отражает особенности глаголического алфавита, написана около 893 г. Константином Преславским в качестве поэтического предисловия к его Учительному Евангелию. По содержанию это – молитвенное обращение автора после завершения труда (сборника воскресных проповедей) к Святой Троице с похвалой Крещению славянских народов («Летить бо ныне и словеньско племя / К Крещению обратишася вьси / Людье твои нарещися хотяще») и оценкой своей работы как продолжения подвига славянских первоучителей («Шьствую ныне по следу учителю. / Имени ею и делу последуя, / Яве сътворю еваньгельско слово»). Содержательно и стилистически «Азбучная молитва» тесно связана со следующим за ней прозаическим прологом и вступлением к третьей беседе. «Азбучная молитва» написана 12-сложным размером, с цезурой после пятого слога. Образцом для автора в отношении метрики и акростиха послужило поэтическое творчество Григория Богослова. Исследователям известно свыше 50 списков «Азбучной молитвы», почти исключительно восточнославянского происхождения, XII–XIX вв. Только в древнейшей (XII в.) рукописи (Исторический музей), копирующей непосредственно древнеболгарский оригинал (вплоть до портретного изображения болгарского князя Бориса-Михаила), она сохранила своё первоначальное местоположение и значение предисловия к сборнику воскресных поучений на евангельские темы. В ряде списков XV–XVI вв. «Азбучная молитва» вместе с прозаическим предисловием и первой беседой святителя Константина сопровождает Учительное Евангелие патриарха Каллиста (или Филофея). В XIII в. «Азбучная молитва» в соединении со «Сказанием о русской грамоте» и выписками из пространного Жития Кирилла (Константина) Философа вошла в состав дополнительных статей, сопровождающих Палею толковую хронографическую (старший список – Исторический музей, 1477 г.) и посвящённых истории создания славянской письменности. В сборниках XV–XVIII вв. «Азбучная молитва» нередко помещается среди азбучных стихов – «толковых азбук». Её текст был обнаружен и впервые опубликован в 1825 г. Михаилом Петровичем Погодиным в приложении к переводу книги Йосефа Добровского. С тех пор «Азбучная молитва» неоднократно издавалась по различным спискам, включая древнейший. Наибольшее число списков привлечено к изданию К.М. Куевым в монографии 1974 г. Текст «Азбучной молитвы» переведён на ряд европейских языков, включая русский. Долгое время вызывал споры вопрос об авторстве «Азбучной молитвы», многие из списков которой (включая древнейший) имеют в заголовке имя Константина (или Кирилла) Философа, который отождествлялся исследователями с первоучителем славян. Мнения об авторстве равноапостольного Константина-Кирилла придерживались М.П. Погодин, Иван Франко, Э. Георгиев. Однако стилистическое (и порой дословное) сходство «Азбучной молитвы» с несомненными творениями Константина Преславского (Учительным Евангелием, Службой архиепископу Мефодию, циклом триодных трипеснцев), убедительно прослеженное в работах Э. Г. Зыкова, К.М. Куева, Г. Попова и др., свидетельствует в пользу авторства ученика славянских апостолов, соимённого первоучителю.

 
PR-CY.ru