АРХЕОЛОГИЯ - Страница 3

В XVI–XIX вв. развитие теологии, библеистики, церковной истории и связанных с ними дисциплин сформировало три специальные отрасли, изучающие историю Священного Писания и церкви при опоре на данные археологии: библейская базируется на материалах Ближнего Востока и Египта позднего каменного, бронзового и раннего железного веков; христианская изучает жизнь христианского мира в период от Рождества Христова до VII–VIII вв.; церковная исследует богослужение и церковную жизнь средневекового и постсредневекового периода (в России под церковной археологией традиционно понимается особая историко-литургическая дисциплина). С конца XVII в. древности Руси пытались анализировать в контексте и с применением терминов античной истории («Скифская история» Андрея Ивановича Лызлова; осмотры костей мамонтов, которые считали кладбищами боевых слонов Александра Великого). В правление Петра I необходимость осознать место России в европейской истории и интерес Петра I к «старым и необыкновенным» предметам вызвали к жизни первые указы о составлении государственной коллекции (Кунсткамеры), об охране памятников в Болгарах, о копировании надписей и снятии плана Дербента. Древности как источники знания воспринимал архиепископ Феофан (Прокопович), пастор Вильгельм Толле провёл первые раскопки курганов в Старой Ладоге. В XVIII в. основным полем археологических исследований была Сибирь: её древности целенаправленно изучал Василий Никитич Татищев, в 1720–1740 гг. Академия Наук снарядила первые Сибирские экспедиции. С середины XVIII в. археология России была тесно связана с освоением новых земель страны и ни по масштабам, ни по их научному уровню не уступала европейской. В 1760–1780 гг. в связи с присоединением Крыма и началом эпохи классицизма основой археологии стали античные и скифские древности, которые определяли её развитие до середины XIX в. С первой четверти XIX в., особенно после Отечественной войны 1812 г., началось сложение славяно-русской археологии, основателями которой были митрополит Евгений (Болховитинов), Николай Михайлович Карамзин, Зориан Доленга-Ходаковский, археологи Алексей Николаевич Оленин, Пётр Иванович Кёппен, Николай Петрович Румянцев. Национальные древности понимались как церковные и государственные, их историко-церковные описания появились раньше собственно археологических. Интерес к археологии оживляли находки: Тмутараканский камень, шлем с места Липицкой битвы 1216 г., золотой змеевик XI в. из-под Чернигова и «клад 1822 г.» с городища Старая Рязань. В России эпохи императора Николая I отход от идеализации Античности, внимание к национальному прошлому стали частью государственной идеологической программы «самодержавие, православие, народность». В 1820–1840 гг. центрами археологии были Общество истории и древностей российских и Академия Художеств. Вклад в изучение археологии России внесли церковные археолого-статистические описания и путешествия таких учёных и художников, как Константин Матвеевич Бороздин, Александр Иванович Ермолаев, Пётр Сергеевич Максютин, Фёдор Григорьевич Солнцев. Развитие русско-византийского стиля в искусстве подтолкнуло к изучению зодчества и иконописи.

 



 
PR-CY.ru