АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА - Страница 3

По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, «в отношении с Распутиным присутствовал элемент человеческой немощи, связанный у императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына, а у императора обусловленный стремлением сохранить мир в семье сострадательной уступчивостью материнским терзаниям императрицы... Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковлённости – нет никаких оснований» (из доклада на архиерейском Соборе 2000 г.). В историографии существовало мнение, что деятельность императрицы и «влиявших» на неё Г.Е. Распутина и фрейлины Анны Александровны Вырубовой (Танеевой) имела политическое значение (Владимир Дмитриевич Набоков, Михаил Николаевич Покровский), что Александра Фёдоровна во время Первой мировой войны отстаивала интересы Германии. Это мнение исследователи считают полностью необоснованным. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о её предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Фёдоровны в каких-либо преступлениях. Хотя о заключении комиссии было хорошо известно, его «замалчивание» привело к появлению отрицательных свидетельств о личности Александры Фёдоровны (В.Д. Набоков, М.Н. Покровский, Владимир Абрамович Канторович и др.). По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для неё главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина София Карловна Буксгевден отмечала, что Александра Фёдоровна верила «в исцеление через молитву», которое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингской (Венгерской; 1207–1231 гг.), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя великомученика Георгия и св. Анны и лечившей прокажённых (в 1235 г. канонизирована католической церковью в связи с чудесными исцелениями у её гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введён монастырский богослужебный устав. Комната Александры Фёдоровны во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами». Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и Александра Фёдоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей Серафима Саровского, на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о её здравии в часовне, устроенной над могилой преподобного Серафима. Она была уверена, что благодаря его молитвам Россия получит наследника. Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов.

 



 
PR-CY.ru