АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 3

Иерусалимские Типиконы (в том числе принятый в настоящее время в РПЦ) указывают службу с Аллилуия. Каноны аморийским мученикам составлены их современниками – Иосифом Песнописцем (ум. в 886 г.; акростих «Седмочисленный пастырей лик почитаю. Иосиф») и Игнатием Диаконом (ум. после 845 г.). Среди стихир есть самогласны (славники – на «Господи воззвах» Константинопольского патриарха Мефодия I, на стиховне вечерни – Сикеота). В современной богослужебной практике РПЦ поётся канон Игнатия, в греческих церквах используют канон Иосифа, при котором помещён кондак «Новоявленных воинов веры» в отличие от содержащегося в современных славянских печатных Минеях. В современной печатной афинской Минее указан по шестой песни канона на утрене Стишной Пролог аморийским мученикам. В византийском и древнерусском искусстве аморийские мученики изображались обычно группой, в хитонах и плащах, с крестами в руках. Представлены преимущественно в минейных циклах, например, в росписи церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг., – оплечно; греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – в рост, а также на русских минейных иконах конца XVI в. (Вологодский музей-заповедник), середины XVII в. (Музей икон города Рекклингхаузен), последней трети XVIII в. (музей Андрея Рублёва), конца XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), святцах годовых 1864 г. (музей-заповедник «Ростовский кремль»), исполненных в технике финифти; на иконе «Покров Богородицы с избранными святыми», 1795 г. (Исторический музей), происходящей из московского Новодевичьего монастыря, – вместе с группой Херсонесских священномучеников. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., сообщает о том, что «святые сорок два мученика в Аморее были усечены мечами»; в русском иконописном подлиннике Сергея Тихоновича Большакова, XVIII в., сказано подробнее: «Имена первому Феодор, стоит, рус аки Козма, риза празелень, испод киноварь, подле его, аки Константин, именем Георгий зрит на него, вохра средняя и киноварь, испод лазорь. Посреде их рус именем Феофил, аки Флор, риза празелень, в плечах вохра, а иный Калист, видет что Иоанн Богослов, а иный Василий что Никола, а иныя аки Андрей апостол, а иныя стары и млади».



 
PR-CY.ru