АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 2

Кроме патрикия Константина и спафария Каллиста известны имена следующих аморийских мучеников: нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и протоспафарий евнух Феодор по прозванию Кратер (Сильный), оставивший службу священник. Когда халиф попытался сыграть на этом обстоятельстве, Феодор дал ему такую отповедь, что тот в ярости приказал жестоко избить Феодора и вырвать волосы. В XI–X вв. было создано несколько Житий аморийских мучеников. Древнейшими являются Жития, написанные в середине IX в. Еводием и Михаилом Синкеллом (ум. около 845 г.). Исследователям известны также Житие, приписываемое Софронию Кипрскому (в ряде списков Софронию, архиепископу Иерусалимскому), Житие в составе Императорского Минология и анонимное Житие. О мученической кончине аморийских мучеников повествуют византийские хроники Продолжателя Феофана, Продолжателя Георгия Монаха (Амартола) и др. Память аморийских мучеников указывается в Типиконе Великой церкви X в. на последнем (четвёртом или пятом) месте после памятей других святых, празднуемых в этот день. Для редакций Студийского Устава – Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (Исторический музей) и Евергетидского Типикона первой половины XII в. – память аморийских мучеников является главным праздником. По Студийско-Алексиевскому Типикону аморийским мученикам усваивается определение «новые мученики», по Евергетидскому в этот день на службе полагалось чтение Жития аморийских мучеников, принадлежащее Еводию. Память аморийских мучеников как основной праздник внесена в Иерусалимский Типикон и в современный церковный календарь. Память аморийских мучеников зафиксирована в Минологии Василия II, Императорском Минологии, Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. и Феодора Продрома, начала XII в. Наиболее ранним свидетельством почитания аморийских мучеников на Руси является упоминание их памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия, конец XI – начало XII вв. В служебные Минеи включено последование аморийским мученикам с каноном Игнатия Диакона (древнейший список – Российский государственный архив древних актов, XIII в.). Древнейший славянский перевод Жития аморийских мучеников, помещённый в Супрасльской Минее-Четии XI в., является компиляцией Жития Еводия и сообщений византийских историков. В составе Прологов находится сокращённый перевод Жития аморийских мучеников из Минология Василия II. В Великих Минеях Четьих помещён перевод Жития аморийских мучеников, принадлежащего Кипрскому архиепископу Софронию, и проложные сказания. Согласно Студийскому уставу служба в будние дни Великого поста совершалась только по Триоди, поэтому в редакциях Студийского устава – Мессинском 1131 г., Евергетидском первой половины XII в. и Студийско-Алексиевском Типиконе (Исторический музей, XII в.) – указано, что последование святых (состоящее по Евергетидскому Типикону из стихир, канона Иосифа, седальнов, Жития) должно петься только при совпадении дня памяти с субботой или воскресеньем (в Студийско-Алексиевском Типиконе – также и с пятницей).

 



 
PR-CY.ru