АМФИЛОХИЙ - Страница 4

Стихиры четвёртого гласа, канон Феофана четвёртого гласа, акростих «Над прелестью смеющегося воспеваю пастыря» не изменились со времён действия Студийского устава. Первый седален студийских Миней (второго гласа, подобен «Вышних ища») в иерусалимских Минеях обозначен как кондак; второй седален студийских Миней отличается от седальна иерусалимских Миней (восьмого гласа, подобен «Скоро предвари»). Светилен Амфилохию русских иерусалимских Миней (подобен «Учеником») отличается от светильна Амфилохию и святителю Григорию, принятых в настоящее время в греческих церквах Миней «Как иерархи преподобные». Типикон Великой церкви и Студийский устав не указывают Амфилохию чтений на литургии; Иерусалимский устав указывает читать Послание к Евреям, зачало 334, и Евангелие от Матфея, зачало 103. Амфилохий изображается как святитель в фелони, с омофором и Евангелием в руках: в Минологии Василия II (976–1025 гг.) – на фоне града Икония; в Минологии начала XI в. (Исторический музей); в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в.); в Минологии из Королевской библиотеки в Копенгагене (XI–XII вв.); в Минологии из Великой лавры св. Афанасия на Афоне (X–XI вв.) – на троне, с раскрытым Евангелием в руках; в рукописи Житий и мучений святых (XII в.); в Минологии из монастыря Дохиар на Афоне (XII в.) – погрудно; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – в рост; на минейной иконе конца XI – начала XII вв. (гексаптих из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). В монументальной росписи Амфилохий представлен во фресках Каппадокии: в Капелле 4 в Гюлю-Дере, 920 г.; Айвалы-килисе, XI в. и др. Его изображение есть на алтарной фреске церкви в Нередицком монастыре под Новгородом, 1198 г.; в настенном минологии церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря (Македония), около 1376 г.; Амфилохий представлен на большом саккосе Московского митрополита Фотия, 1414-1417 гг. (музеи Московского Кремля); на северном люнете в церкви Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Новгороде, конец 1460 – начало 1470 гг.; минейной иконе-таблетке середины XVII в. (Новгородский музей); на русской минейной иконе начала XVIII в. из собрания музея в Рекклингхаузене; гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского, 1713–1714 гг. (Российская национальная библиотека); Минее на ноябрь, последняя треть XVIII в. (музей Андрея Рублёва); Святцах годовых, 1864 г. (музей-заповедник «Ростовский кремль») – в технике финифти. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., предписывает изображать его «маститым старцем»; русский иконописный подлинник Сергея Тихоновича Большакова, XVIII в., сообщает: «Сед аки Власий, брада на концы раздвоилася, риза багор и киноварь с белилом, испод набел вохра, на главе малы кудерцы, амфор (омофор) и Евангелие».



 
PR-CY.ru