АМФИЛОХИЙ - Страница 2

В «Деяниях Вселенских Соборов», а также в творениях Кирилла Александрийского, Феодорита Кирского, Факунда, Геласия и Иоанна Дамаскина дошли небольшие фрагменты других сочинений Амфилохия: «О Сыне», «Против ариан», «О рождении Господа во плоти», «На слова: “Господь созда мя начало путей Своих”» (Притч. 8:22), две беседы «О дне и часе» (Мф. 24:36, Мк. 13:32), «На слова: “Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте”» (Лк. 2:52), «На слова: “Разрушьте храм сей”» (Ин. 2:19), «На слова: “Сын ничего не может творить Сам от Себя”» (Ин. 5:19), «На слова: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную”» (Ин. 5:24), «На слова: “Отец Мой более Меня”» (Ин. 14:28), «На слова: “От Моего возьмёт и возвестит вам”» (Ин. 16:14), «О подложных сочинениях еретиков». Кроме того, известны фрагменты писем Амфилохия к Селевку и Панхарию, дьякону из Сиды Памфилийской. У Иеронима Стридонского упоминается несохранившееся сочинение Амфилохия «О Святом Духе». Ряд произведений, приписывавшихся Амфилохию, на самом деле ему не принадлежат, в том числе Житие Василия Великого. Исследователям известны переводы произведений Амфилохия на латинский, сирийский, грузинский, армянский и старославянский языки. Догматические воззрения Амфилохия сложились под сильным влиянием каппадокийских отцов, и прежде всего, Василия Великого, его старшего друга и наставника. Однако в отличие от него Амфилохий не тяготел к глубоким богословско-философским изысканиям. Его учения о Святой Троице основывается преимущественно на Никейском Символе веры, который, по словам Амфилохия, являясь поистине кафолическим и апостольским, должен оставаться непоколебимым вовеки. Основные черты его христологии определились полемикой с аполлинарианством: Амфилохий ясно формулирует учение о двух природах и одном Лице Богочеловека, особенно подчёркивая полноту человечества Христа. В сотериологии особый акцент делает на аспекте преображения падшей человеческой природы через Воплощение Бога Слова. Для обретения тленной человеческой природой нетления, согласно Амфилохию, необходимо было соединение её с Божеством, поскольку невоспринятое не могло и спастись. Со стороны человека дело спасения также предполагает активное участие свободной воли. Сохранились четыре греческих Жития Амфилохия: одно, принадлежащее Симеону Метафрасту, и три, написанные неизвестными авторами. Память Амфилохия регулярно встречается в византийских календарях. В древнейших источниках она указывается 19 октября: в Типиконе Великой церкви IX–X вв., Минологии Василия II и Синаксаре Константинопольской церкви. Типикон Великой церкви указывает память Амфилохия также 12 декабря. В богослужебных памятниках студийской традиции (Мессианском Типиконе 1131 г. и Евергетидском Типиконе первой половины XII в.) служба Амфилохию помещена 23 ноября. Согласно этим Типиконам на утрене полагалось чтение Жития Амфилохия, написанного Симеоном Метафрастом. Иерусалимский Типикон, начиная с древнейших списков, относит празднование Амфилохия к 23 ноября.

 



 
PR-CY.ru