АМФИЛОХИЙ

АМФИЛОХИЙ (около 340 или 345 – после 394 гг.) – епископ Иконийский, святитель (память 23 ноября). Один из великих каппадокийских отцов церкви. Приходился двоюродным братом Григорию Богослову. Учился в Антиохии у ритора Ливания, затем был адвокатом в Константинополе (около 364 – 370 гг.). В начале 370 гг. Амфилохий оставил светскую карьеру, но необходимость заботиться о престарелом отце воспрепятствовала ему избрать отшельническую жизнь. В 374 г. по рекомендации Василия Великого был избран во епископа города Икония, став первым митрополитом вновь образованной провинции Ликаония. Амфилохий в борьбе против арианства был верным сподвижником Василия Великого и Григория Богослова, с которыми он часто встречался и активно переписывался. Участвовал во втором Вселенском соборе (381 г.). Согласно Феодориту Кирскому, именно Амфилохий настоял на том, чтобы император Феодосий I Великий издал эдикт 383 г., запрещающий еретикам устраивать церковные собрания внутри городских стен. Амфилохий был также одним из главных борцов с ересью мессалиан, которая была осуждена на поместном Соборе под его председательством в городе Сида (Памфилия). Последнее упоминание об Амфилохии приходится на 394 г., когда он принимал участие в деятельности Константинопольского поместного Собора. Как церковный писатель Амфилохий был плодовит, но сохранилось сравнительно немного его произведений. «Соборное послание», посвящённое защите Божества Святого Духа против ереси Македония, написано им от имени Иконийского собора 376 г. В «Ямбах», посвящённых вельможе Селевку, в стихотворной форме излагается учение о Святой Троице и о Лице Иисуса Христа; 68 стихов из этого произведения (долгое время приписывавшегося Григорию Богослову), в которых перечисляются книги Ветхого и Нового Заветов, включены в корпус канонов как «Правило св. Амфилохия». Богословское сочинение «О правой вере» сохранилось лишь в сирийском переводе. На греческом языке дошли десять гомилий, содержащих толкования различных мест из Священного Писания (преимущественно из Нового Завета): «На Рождество Христово», «На Сретение Господне», «О четверодневном Лазаре», «О жене-грешнице и фарисее», «На день Великой субботы», «На Преполовение Пятидесятницы» (первое упоминание об этом празднике), «На слова: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия”» (Мф. 26:39; против Ария и Евномия), «О Крещении и Воскресении», «О Закхее», «О неплодной смоковнице»; кроме того, беседы «Об Аврааме и жертве Исаака» и «На слова: “Отец Мой более Меня”» (Ин. 14:28), по-гречески известные лишь во фрагментах, сохранились в коптском (первая) и сирийском (вторая) переводах. Значительная часть сочинений Амфилохия дошла до нас во фрагментах. Самый большой фрагмент (отсутствуют начало и конец произведения) сохранился от известного антимессалианского трактата «Против еретиков» (или «Против ложной аскезы»); он посвящён полемике с сектами апотактитов и гемеллитов, проповедовавших крайний аскетизм и отрицавших брак, употребление вина (в том числе и для совершения таинства евхаристии), мяса, ношение дорогих одежд и т.д.

 



 
PR-CY.ru