АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924–2001 гг.) – русский писатель. Родился в крестьянской семье. Рано остался без матери, был воспитанником детского дома в Игарке, учился в ФЗО. В 1942 г. ушёл на фронт, воевал, был ранен, после войны жил на Урале в городе Чусовом Пермской области, затем в Вологде, в начале 1980 гг. вернулся на родину, в Красноярск. Окончил Высшие литературные курсы (1961 г.), печатался с 1951 г. (рассказ «Гражданский человек»), первая книга – сборник рассказов «До будущей весны» (Пермь, 1953 г.). Исследователи видят особенность творчества В.П. Астафьева в том, что он писал только о пережитом. Его проза, в основном, автобиографична. Завоевал читательскую любовь повестями «Перевал», «Стародуб» (1959 г.), «Звездопад» (1960 г.), «Кража» (1966 г.), «Где-то гремит война» (1967 г.). Наиболее известны исследователи признают рассказы «Последний поклон» (начат в 1957 г. и постоянно добавлялся), «Царь-рыба» (1975 г.), повесть «Пастух и пастушка» (1971 г.), рассказ «Людочка» (1982 г.) и роман «Печальный детектив» (1984 г.). Из последних работ неоднозначную оценку исследователей вызвали роман «Прокляты и убиты» (1996 г.) и повесть «Весёлый солдат» (1998 г.). Несомненным художественным открытием писателя исследователи считают созданный им образ бабушки Катерины («Последний поклон»), в нём сказались все лучшие черты русского национального православного характера: любовь к ближним, жертвенность, выносливость, терпение. Образ вырастает в символ бессмертия России. Не случайно «Последний поклон» заканчивается цитированием молитвы оптинских старцев. Однако и в «Печальном детективе», и в «Людочке», и особенно в прозе о войне борьба со злом, которую ведёт писатель, переходит в озлобленность и обиду на непонимание. «Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе?.. Кому молиться?» («Место действия»). Причину распространения зла писатель не видит в уклонении природы человека от стремления быть достойным образа и подобия Божия, он винит всех подряд: коммунистов, начальников и саму природу русского человека. Грех самоубийства («Людочка») влечёт за собой грех убийства, описанный В.П. Астафьевым как акт возмездия. В произведениях о войне, в описании неприглядностей фронтовых и тыловых будней, раскрашенных употреблением сквернословия, пропадает смысл смертельной схватки добра и зла, битвы с фашизмом и победы над ним. Исследователи задаются вопросом: может быть, истоки неверия В.П. Астафьева в светлые начала жизни в его сиротском детстве, в обездоленности? Из «Автобиографии»: «Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни. Доводилось мне позднее слышать немало сказок и похлеще, да и сам я рано пристрастился выдумывать всякую чертовщину». И еще: «...Именно во зле я становлюсь спокойней, собранней». В работах В.П. Астафьева даже позднего времени иногда встречались нападки на священнослужителей и повседневную жизнь православной церкви,однако имеет место и христианское завещание писателя, и отпевание его, совершённое в храме во имя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки (построенном в селе Овсянка в том числе на средства В.П. Астафьева). Похоронен В.П. Астафьев на кладбище родного села. Отмечен многими наградами. Лауреат различных премий, Герой Социалистического Труда. Его произведения переведены практически на все основные языки.