Словарь по христианству А АСТАФЬЕВ Виктор Петрович

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924–2001 гг.) – русский писатель. Родился в крестьянской семье. Рано остался без матери, был воспитанником детского дома в Игарке, учился в ФЗО. В 1942 г. ушёл на фронт, воевал, был ранен, после войны жил на Урале в городе Чусовом Пермской области, затем в Вологде, в начале 1980 гг. вернулся на родину, в Красноярск. Окончил Высшие литературные курсы (1961 г.), печатался с 1951 г. (рассказ «Гражданский человек»), первая книга – сборник рассказов «До будущей весны» (Пермь, 1953 г.). Исследователи видят особенность творчества В.П. Астафьева в том, что он писал только о пережитом. Его проза, в основном, автобиографична. Завоевал читательскую любовь повестями «Перевал», «Стародуб» (1959 г.), «Звездопад» (1960 г.), «Кража» (1966 г.), «Где-то гремит война» (1967 г.). Наиболее известны исследователи признают рассказы «Последний поклон» (начат в 1957 г. и постоянно добавлялся), «Царь-рыба» (1975 г.), повесть «Пастух и пастушка» (1971 г.), рассказ «Людочка» (1982 г.) и роман «Печальный детектив» (1984 г.). Из последних работ неоднозначную оценку исследователей вызвали роман «Прокляты и убиты» (1996 г.) и повесть «Весёлый солдат» (1998 г.). Несомненным художественным открытием писателя исследователи считают созданный им образ бабушки Катерины («Последний поклон»), в нём сказались все лучшие черты русского национального православного характера: любовь к ближним, жертвенность, выносливость, терпение. Образ вырастает в символ бессмертия России. Не случайно «Последний поклон» заканчивается цитированием молитвы оптинских старцев. Однако и в «Печальном детективе», и в «Людочке», и особенно в прозе о войне борьба со злом, которую ведёт писатель, переходит в озлобленность и обиду на непонимание. «Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе?.. Кому молиться?» («Место действия»). Причину распространения зла писатель не видит в уклонении природы человека от стремления быть достойным образа и подобия Божия, он винит всех подряд: коммунистов, начальников и саму природу русского человека. Грех самоубийства («Людочка») влечёт за собой грех убийства, описанный В.П. Астафьевым как акт возмездия. В произведениях о войне, в описании неприглядностей фронтовых и тыловых будней, раскрашенных употреблением сквернословия, пропадает смысл смертельной схватки добра и зла, битвы с фашизмом и победы над ним. Исследователи задаются вопросом: может быть, истоки неверия В.П. Астафьева в светлые начала жизни в его сиротском детстве, в обездоленности? Из «Автобиографии»: «Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни. Доводилось мне позднее слышать немало сказок и похлеще, да и сам я рано пристрастился выдумывать всякую чертовщину». И еще: «...Именно во зле я становлюсь спокойней, собранней». В работах В.П. Астафьева даже позднего времени иногда встречались нападки на священнослужителей и повседневную жизнь православной церкви,однако имеет место и христианское завещание писателя, и отпевание его, совершённое в храме во имя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки (построенном в селе Овсянка в том числе на средства В.П. Астафьева). Похоронен В.П. Астафьев на кладбище родного села. Отмечен многими наградами. Лауреат различных премий, Герой Социалистического Труда. Его произведения переведены практически на все основные языки.

 
PR-CY.ru