Словарь по христианству А АГНИ

АГНИ

АГНИ (санскр. – букв. Огонь) – важнейший божественный образ Ведийской религии. Ему посвящено 200 гимнов «Ригведы». Образ Агни – жертвенный огонь и, шире, любой огонь. Агни – жрец богов и бог жрецов. Имел общее индоевропейское значение (ср. рус. – огонь, лат. – ignis, литов. – ugnìs), что прослеживается не только в имени, но и в ритуалах. Агни известен хеттам (Богазкейский архив, II тыс. до н.э.). Как и другие божественные образы вед, Агни не имеет чёткой иконографии и происхождения: он муж с огненной бородой, мчащийся на красных конях и пожирающий леса сияющими золотыми зубами (метафора лесного пожара), он может реветь как бык, иметь рога быка, крылья орла, хвост коня. Часто в ведах подчёркивается, что Агни исходит от Дьяуса, что он – «сын силы» и порождение Адити, один из Адитьев. Иногда Агни именуется «сыном самого себя». Он триипостасен, «имеет три жилища». Символически эта идея отражается в трёх жертвенных кострах торжественного ритуала: восточный алтарь, означающий местопребывание богов, солнце; южный алтарь, означающий мир предков, луну; и западный алтарь, означающий земной мир, мир людей. Пребывая и на божественном небе, и на земле, и в мире предков, Агни соединяет миры, он – знаток всего, «знаток существ». Агни сливается с иными божественными лицами вед: «Ты, о Агни, Индра – бык существ, Ты – Вишну, широко шагающий... Ты, о Агни, – царь Варуна, чей обет крепок... Ты, о Агни, – Рудра, Асура великого неба...». Агни нередко именуется «Дитя вод» – намёк на пребывание его и в грозовой туче, и в запредельном божественном сверхбытии, универсальным символом которого являются воды (ср. егип. Нун, месопотамские Тиамат, Апсу). Для ведийского индо-ария огонь (Агни) – не просто средство в совершении жертвоприношения, но личностная божественная сущность, которую следует воспевать и прославлять, чтобы священнодействие свершилось успешно. Он «пробуждается» во время возжигания дров жертвенного костра. Агни именуется «Хранителем Сомы», и две эти сущности обеспечивают единство мира божественных небесных сил, людей и предков, причём Агни, в первую очередь, почитается как божественная сила, золотой зародыш (Хираньягарбха), пребывающий среди людей и возводящий их в мир богов, «он – хранитель бессмертия». Агни также «зародыш вселенной», т.е. мир произошёл из него, ибо в основе творения – божественная жертва (также «Панчаагни» – «Учение о пяти огнях»).

 



 
PR-CY.ru