АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА – философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения – дхармы (в этом смысле Абхидхарма – мета-дхарма), в построении которой участвовал ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. По «Махаянасутраланкаре», Абхидхарма – средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху (IV–V вв.) к «Абхидхармакоше» – «незапятнанная», позволяющая анализировать дхармы мудрость. Истоки Абхидхармы – уже в тех перечнях предметов учения, своего рода таблицах в текстах «Сутта-питаки», которые были организованы по различным нумерологическим схемам, предназначенным для «усвоения». Появляются и специальные сутры, характеризуемые как «анализ» предметов; такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-суттанты», вся Ангуттара-никая построена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для будущих трактатов Абхидхармы. Трактаты Абхидхармы составляют часть палийской «Типитаки» – «Абхидхаммапитака», в которую входят семь композиций: «Дхаммасангани» («Компендиум дхарм»), «Вибханга» («Типологизации»), «Дхатукатха» («Обсуждение элементов сущего»), «Пуггалапаннати» («Описание индивидов»), «Катхаваттху» («Предметы диспутов»), «Паттханапакарана» («Трактат по причинным отношениям»). Предпоследний текст является, как полагают исследователи, наиболее древним; его ядро они соотносят с дискуссиями III в. до н.э. Весьма правдоподобную хронологическую схему санскритских текстов Абхидхармы сарвастивадинов предложил Р. Фукухара: наиболее древние тексты – «Сангитипарьяя» (III в. до н.э.) и «Дхармаскандха», средние – «Праджняпти-бхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последний по времени – «Джнянапрастхана» (I в. до н.э.). Первый из них включает 122 классификации, распределяя топики буддийского учения по монадам, диадам, триадам и т.д. до декад; последний посвящён сотериологии; две его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.

 



 
PR-CY.ru